МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 сентября 2011 г. N ЕД-4-3/15432@
О РАЗЪЯСНЕНИИ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 251 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с поступающими запросами о
порядке учета в целях налогообложения прибыли доходов, полученных
муниципальными казенными учреждениями от сдачи в аренду имущества, находящегося
в муниципальной собственности и переданного им в оперативное управление, ФНС
России сообщает следующее.
Подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при
определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от
оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг
(выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных
(муниципальных) функций.
Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение может
осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право
предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной
деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской
Федерации.
В силу статьи 62 БК РФ доходы от
использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, относятся
к неналоговым доходам местных бюджетов.
Для решения вопроса
об учете при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной
собственности, и переданного муниципальному казенному учреждению в оперативное
управление, необходимо определить, признается ли сдача в аренду указанного
имущества муниципальной услугой или нет.
ФНС России по согласованию с Минфином
России сообщает следующее.
В соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации от 16.10.2010 N СС-П16-7135
разработаны "Комплексные рекомендации органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации
Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений" (далее - Рекомендации).
Рекомендациями
определено, что основной целью вышеуказанного Федерального закона (далее -
Закон N 83-ФЗ) является создание правовых механизмов, способствующих повышению
качества и доступности государственных (муниципальных) услуг (работ) (далее -
услуги), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными)
учреждениями (далее - учреждения), а также повышение эффективности деятельности
самих учреждений.
В пункте 2
Рекомендаций "Государственные (муниципальные) услуги" указано, что в
связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов
и понятий в рамках Рекомендаций целесообразно "разделить" понятия
услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(далее - Закон от N 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Закона N 83-ФЗ.
Закон N 210-ФЗ регламентирует
предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе
реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных
с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство,
предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Положения Закона N 83-ФЗ применяются к
услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в
рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация
образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение
архивных документов).
Услуги, оказываемые учреждениями в
соответствии с Законом N 83-ФЗ, включаются в перечень услуг.
Рекомендациями установлено, что первый
шаг в реализации положений Закона N 83-ФЗ - это формирование перечней
государственных (муниципальных) услуг (работ) (далее - перечни услуг), которые
оказываются учреждениями в целях обеспечения предусмотренных законодательством
полномочий органов власти в соответствующих сферах деятельности.
Пунктом 10.1 Рекомендаций определено, что
формирование перечня услуг является базовым условием реализации положений
Закона N 83-ФЗ.
В перечни услуг рекомендуется включать
показатели объема и качества услуг, категории потребителей, группы учреждений,
оказывающих соответствующие услуги (выполняющих работы).
Рекомендациями предлагается следующее
определение "услуг" и "работ":
Услуга - это результат деятельности
учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица -
получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего
профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное
обслуживание пользователей библиотеки).
Работа - это результат деятельности
учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом
(например, создание театральной постановки, организация выставок и
соревнований, благоустройство территории).
Более того, в Приложении N 4 к Рекомендациям
представлены отраслевые рекомендованные перечни услуг, разработанные
соответствующими федеральными органами исполнительной власти для использования
органами власти. По сути, это реализация образовательных, медицинских и т.п.
программ, оказание медицинской, социальной, консультационной и иной помощи,
другие подобные мероприятия.
Таким образом, нормы подпункта 33.1
пункта 1 статьи 251 Кодекса применяются именно к средствам, полученным
казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то
есть, следуя Рекомендациям, в рамках определенных для этих учреждений заданий и
согласно перечню услуг.
В этой связи сдача в аренду имущества,
находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается
государственными (муниципальными) услугой, а является деятельностью, приносящей
доход, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Указанное письмо следует довести до
нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Советник
государственной гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ