ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
N ВЗ-6-13/465
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 157
ПИСЬМО
от 1 декабря 1994 года
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТ
В связи с кризисом платежей и отсутствием
средств на расчетных счетах предприятий значительное количество
налогоплательщиков несвоевременно рассчитываются с бюджетом, имеют постоянно
возрастающую задолженность по платежам в бюджетную систему.
В этих условиях органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления принимают
решения:
- о погашении задолженности по уплате
налогов в соответствующие бюджеты натуральным покрытием (углем,
нефтепродуктами, продуктами питания и др.);
- о взаимозачете между предприятием -
недоимщиком, бюджетным учреждением и местным бюджетом;
- о зачете задолженности территориальных
бюджетов налогоплательщикам по казначейским налоговым освобождениям (по
аналогии с проводимым Минфином России зачетом задолженности федерального
бюджета).
Исходя из необходимости
отражения таких операций по расчету с территориальными бюджетами в налоговой
отчетности о поступлении налогов и других обязательных платежей,
Госналогслужба России и Минфин России разъясняют.
Основанием для отражения налоговыми
органами поступлений налогов в виде произведенной продукции или услуг,
погашения задолженности по уплате налогов в территориальные бюджеты и
проведения взаимозачетов должны быть соответствующие постановления
(распоряжения), принимаемые органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и местной администрации.
При этом рекомендуется следующий порядок
оформления указанных операций:
1. На основании Закона
Российской Федерации "О местном самоуправлении", Закона Российской Федерации
"О недрах", "Основ лесного законодательства Российской
Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
местной администрации вправе производить по взаимному соглашению с
налогоплательщиками замену до 50% налога от прибыли, до 100% платы за недра и
лесных податей, причитающихся территориальному бюджету, натуральным покрытием:
производимой продукцией или услугами (натуроплатой).
Финансовый орган, получив документы,
подтверждающие отпуск продукции, представляет в госналогинспекцию
справку об уплате налогов, в которую включаются следующие реквизиты: дата
проведения операции, наименование предприятия, общая сумма засчитываемых в
территориальный бюджет налогов по срокам уплаты.
В бухгалтерском учете по исполнению
местного бюджета расчеты натурой отражаются как поступление налогов и в такой
же сумме отражаются расходы бюджета, однако бухгалтерские операции проводятся,
минуя текущий счет местного бюджета.
В бухгалтерском учете предприятий,
уплачивающих налоги в натуральном выражении, такая уплата должна быть в
обязательном порядке отражена по кредиту счетов учета реализации продукции
(работ, услуг) в корреспонденции с дебетом счета расчетов с бюджетом.
2. Учреждения и организации, дотируемые
из бюджета, бюджетные учреждения, имеющие кредиторскую задолженность за
продукцию, работы и услуги, представляют в финансовые органы
данные о задолженности бюджета. После этого в целях погашения задолженности
территориальных бюджетов предприятиям и организациям проводится взаимозачет
платежей, при котором должны использоваться налоговые соглашения (Приложение).
Налоговое соглашение заключается между
финансовым органом, налоговой инспекцией, предприятием - налогоплательщиком,
имеющим недоимку, и предприятием (бюджетным учреждением), финансируемым из
местных бюджетов. При этом два экземпляра соглашения (для финоргана
и налогового органа) находятся в налоговой инспекции.
Налоговый орган по месту регистрации
предприятия - налогоплательщика производит отметку о погашении задолженности по
данному предприятию на соответствующей карточке лицевого счета с отметкой
"в порядке зачета" платежей в местный бюджет.
После погашения задолженности на лицевой
стороне налогового соглашения делается отметка "погашено на сумму",
проставляется дата, подпись руководителя налогового органа и печать. Один
экземпляр налогового соглашения передается в финансовый орган для дальнейшего
отражения в бухгалтерском учете.
3. При проведении, по аналогии с
федеральным казначейским налоговым освобождением, зачета задолженности
территориальных бюджетов перед налогоплательщиками могут применяться положения
Временного порядка проведения зачета задолженности
федерального бюджета по казначейским налоговым освобождениям,
утвержденного 23 февраля 1994 года Минфином России и Госналогслужбой России
(письмо Госналогслужбы России от 25 февраля 1994 г. N ВГ-6-13/60).
При этом
организациями и учреждениями, ведущими бухгалтерский учет по плану счетов
бюджетных учреждений и финансируемых из местных бюджетов, вместо субсчета 094
"Текущий счет по федеральному бюджету казначейских налоговых
освобождений" применяется вновь вводимый субсчет 104 "Текущий счет по
налоговым освобождениям (соглашениям)", а в финансовых органах вместо
субсчета 010 "Средства бюджета в банке" применяется субсчет 011
"Текущий счет (основной) местного бюджета".
4. По получении от финансового органа
уведомления о произведенном зачете главными распорядителями ассигнований и
подведомственными организациями и учреждениями, ведущими учет по плану счетов
бюджетных учреждений, суммы зачетов в бухгалтерском учете отражаются как
финансирование за счет средств бюджета и как кассовые и фактические расходы.
При этом указанные операции отражаются по дебету вновь вводимого субсчета 104
"Текущий счет по налоговым освобождениям (соглашениям)" и кредиту
субсчетов 230 "Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие
мероприятия", 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы
учреждения и другие мероприятия".
Одновременно вышестоящим распорядителем
ассигнований соответственно дебетуется субсчет 140 и кредитуется субсчет 104, а
нижестоящим - дебетуется субсчет 104 и кредитуется субсчет 140.
Централизованными бухгалтериями или
учреждениями, ведущими учет самостоятельно, операции за полученные материальные
ценности и оказанные услуги оформляются бухгалтерскими записями соответственно
по дебету субсчета 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" и
кредиту субсчета 104 как кассовые расходы.
Главными
распорядителями ассигнований, осуществляющих финансирование подведомственных
учреждений, переведенных на новые условия хозяйствования, и организованных при
них централизованных бухгалтерий, обслуживающих такие учреждения, указанные
операции отражаются по дебету субсчета 200 "Расходы по бюджету на содержание
учреждения и другие мероприятия" и кредиту субсчета 104, а
централизованными бухгалтериями, кроме того, дебетуется субсчет 113
"Расчетный счет" и кредитуются субсчета 246 "Фонд
производственного и социального развития" и
249 "Материальные и приравненные к ним затраты" соответственно, и
одновременно дебетуется субсчет 178 и кредитуется субсчет 113.
Подведомственными учреждениями, ведущими бухгалтерский учет самостоятельно,
указанные операции отражаются по дебету субсчета 113 и кредиту субсчетов 246 и
249 соответственно и одновременно - по дебету субсчета 178 и кредиту субсчета
113.
В отчетности об исполнении смет расходов
учреждений и использовании бюджетных ассигнований операции по зачетам
отражаются по их целевому назначению в установленном для бюджетных учреждений и
организаций порядке.
5. В финансовом органе суммы зачетов
(изложенные в п. п. 1, 2 и 3 данных разъяснений) в бухгалтерском учете
отражаются как внутренние внебанковские записи по
дебету субсчета 011 "Текущий счет (основной) местного бюджета" и
кредиту субсчета 040 "Доходы бюджета" по видам доходов в соответствии
с бюджетной классификацией. Одновременно эти суммы учитываются как
финансирование за счет средств бюджета главных распорядителей ассигнований по
дебету субсчета 014 "Текущие счета распорядителей ассигнований" и
кредиту субсчета 011.
6. Налоговые органы ведут учет налогов,
поступивших в доходы территориальных бюджетов в виде натуральной оплаты,
взаимозачетов и по казначейским налоговым освобождениям, в отдельных реестрах
поступлений и возвратов по форме N 25 и одновременно проводят отдельной строкой
в соответствующих карточках лицевых счетов.
7. Ежемесячные
результаты о поступлении доходов за счет натуроплаты, произведенного
взаимозачета и по казначейским налоговым освобождениям, выданным органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления
администрации, отражаются налоговыми органами в отчетности по формам N N 1-Н, 1-Н (отрасли), 3-Н, 3-Н (бюджет), 4-Н, 4-Н (отрасли)
в следующем порядке: в виде сокращения недоимки по платежам в бюджет (в формах
N N 4-Н и 4-Н (отрасли)), фактически
поступивших платежей (в форме N 3-Н по строкам 301 и 306, а в случае зачета
сумм текущих платежей соответственно по строкам 302, 303 и 304). В формах N N 1-Н, 1-Н (отрасли) и 3-Н (бюджет) указанные суммы
показываются как фактическое поступление по соответствующим кодам.
Заместитель Руководителя
Госналогслужбы России -
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга
В.А.ЗВЕРХОВСКИЙ
Заместитель Министра
финансов Российской Федерации
С.В.АЛЕКСАШЕНКО
Приложение
к письму Госналогслужбы
России и Минфина России
от 1 декабря 1994 г.
N ВЗ-6-13/465 и N 157
СОГЛАШЕНИЕ
О ЗАЧЕТЕ ВЗАИМНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В
_____________
БЮДЖЕТ И АССИГНОВАНИЙ ИЗ
_______________
БЮДЖЕТА ПО СОСТОЯНИЮ НА ______ 19__ Г.
1. Финансовому отделу администрации
___________________ района
и
государственной налоговой инспекции _____________________ района
зачесть в уплату
платежей в районный бюджет _________ тыс. руб. от
____________________________________
.
(наименование
бюджетной организации)
2. Финансовому отделу администрации
___________________ района
и
_______________________________________ зачесть в финансирование
(наименование бюджетной организации)
из районного
бюджета __________________ тыс. рублей.
3. ______________________________ и
________________ принять к
(наименование бюджетных
организаций)
взаимозачету
задолженность за потребляемую электроэнергию на сумму
тыс. рублей.
Заведующий финансовым отделом
Главный бухгалтер финансового отдела
Начальник налоговой инспекции
Начальник отдела учета и отчетности
налоговой инспекции
Директор (Руководитель)
______________________________________
(наименование бюджетной организации)
Главный бухгалтер
____________________________________________
(наименование
бюджетной организации)
Директор (Руководитель)
______________________________________
(наименование бюджетной организации)
Главный бухгалтер
____________________________________________
(наименование
бюджетной организации)