Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 октября 1992 г. N 71
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 1992 г. N 94
НОРМЫ И НОРМАТИВЫ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ,
РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ
КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И
ПОРЯДОК ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
(в ред. письма Минфина РФ от 29.04.94 N 56,
Приказа Минфина РФ от 19.10.95 N 115)
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 "Об
утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении
прибыли" (сообщено финансовым органам письмом Минфина России от 25 августа
1992 г. N 80) Министерству финансов Российской Федерации поручено разработать и утвердить нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на
рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с
учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на
себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения.
Во исполнение указанного постановления
Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.
1. Представительские расходы, связанные с
коммерческой деятельностью, - это затраты предприятия по приему и обслуживанию
представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая
иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания
взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания
совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии.
К представительским расходам относятся
затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого
аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным
обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным
обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой
услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Указанные расходы включаются в
себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом
(правлением) смет предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и
фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не
должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в
Приложении 1 к настоящему Письму.
Включение представительских расходов в
себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии
оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и
место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица,
участники со стороны предприятия, величина расходов. Предприятиям рекомендуется
определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их
документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих
отношение к этой стороне деятельности предприятия.
2. Расходы на рекламу - это расходы
предприятия по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для
продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
К расходам
предприятия на рекламу относятся расходы на разработку и издание рекламных
изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов,
проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.); на разработку и изготовление эскизов этикеток, образцов оригинальных
и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров
и т.д.; на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления
в печати, передачи по радио и телевидению); на световую и иную наружную
рекламу; на приобретение, изготовление, копирование,
дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.; на
изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.; на хранение и
экспедирование рекламных материалов; на оформление витрин, выставок - продаж,
комнат образцов; на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое
первоначальное качество при экспонировании в витринах; на проведение
иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.
Общая величина фактических расходов на
рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), не должна
превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в
Приложении 2 к настоящему Письму.
(в ред. письма Минфина РФ от 29.04.94 N 56)
3. К расходам на подготовку и
переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями относятся
затраты, связанные с оплатой предприятиями в соответствии с договором за
предоставление учебными заведениями в процессе подготовки специалистов услуг,
не предусмотренных утвержденными учебными программами; за обучение кадров, не
прошедших конкурсных экзаменов и принятых на обучение по договору; за
переподготовку и повышение квалификации кадров.
Вышеуказанные затраты подлежат включению
в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с
государственными и негосударственными профессиональными образовательными
учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими
соответствующую лицензию), а также зарубежными образовательными учреждениями.
При заключении договоров с
профессиональными образовательными учреждениями на предоставление услуг
предприятию по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров
следует иметь в виду, что общая величина расходов, относимых на себестоимость
продукции (работ, услуг), не может превышать двух процентов расходов на оплату
труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
4. Утратил силу. - Приказ Минфина РФ от
19.10.95 N 115.
5. В бухгалтерском
учете представительские расходы и плата за обучение на основе договоров с
учебными заведениями (в части, относящейся к отчетному периоду) отражаются по
дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", а расходы на рекламу -
по дебету счета 43 "Коммерческие расходы" в корреспонденции со
счетами учета производимых расходов (10 "Материалы", 60 "Расчеты
с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты с персоналом предприятия
по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.).
Суммы произведенных представительских
расходов, расходов на рекламу и подготовку, переподготовку и повышение
квалификации кадров включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без
налога на добавленную стоимость и специального налога.
(в ред. письма Минфина РФ от 29.04.94 N 56)
6. В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 установленные
настоящим письмом нормы и нормативы вводятся в действие с 1 июля 1992 г.
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
С.В.ГОРБАЧЕВ
Заместитель начальника
Управления методологии
бухгалтерского
учета и отчетности
А.С.БАКАЕВ
Приложение 1
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 6 октября 1992 г. N 94
НОРМАТИВЫ
ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ В ГОД
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Объем выручки от реализации │
Предельные размеры │
│ продукции (работ, услуг) или │
представительских │
│
иной показатель, используемый │ расходов, принимаемых │
│ при определении финансового │
при налогообложении │
│ результата, в год
(включая │ прибыли │
│ налог на добавленную │ │
│ стоимость и специальный │ │
│ налог) │ │
├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │
├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│до
2 млрд. рублей включительно │ 0,5 процента от объема │
│ │ │
│от
2 млрд. рублей до 50 млрд. │ 10 млн. рублей + 0,1 процента│
│рублей
включительно │ с объема, превышающего │
│ │ 2 млрд. рублей │
│ │ │
│свыше
50 млрд. рублей │ 58 млн. рублей + 0,02 │
│ │ процента с объема, │
│ │ превышающего 50 млрд.
рублей │
└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
(в ред. письма Минфина РФ от 29.04.94 N 56)
Приложение 2
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от 6 октября 1992 г. N 94
НОРМАТИВЫ
ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ
РАСХОДОВ НА РЕКЛАМУ В ГОД
┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Объем выручки от реализации │
Предельные размеры │
│ продукции (работ, услуг) или │
расходов на рекламу, │
│
иной показатель, используемый │ принимаемых
при │
│ при определении финансового │
налогообложении │
│ результата, в год
(включая │ прибыли │
│ налог на добавленную │ │
│ стоимость и специальный │ │
│ налог) │ │
├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│ 1 │ 2 │
├────────────────────────────────┼───────────────────────────────┤
│до
2 млрд. рублей включительно │ 2
процента от объема │
│ │ │
│от
2 млрд. рублей до 50 млрд. │ 40 млн. рублей + 1,0 процент │
│рублей
включительно │ с объема, превышающего │
│ │ 2 млрд. рублей │
│ │ │
│свыше
50 млрд. рублей │ 528 млн. рублей + 0,5 │
│ │ процента с объема, │
│ │ превышающего 50
млрд. рублей │
└────────────────────────────────┴───────────────────────────────┘
Примечание. Организации, осуществляющие
свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, увеличивают
исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в три раза.
(в ред. письма Минфина РФ от 29.04.94 N 56)