МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 апреля 1996 г. N 3-А2-02
О НЕЦЕЛЕВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЕННЫХ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В связи с поступающими запросами
Министерство финансов Российской Федерации разъясняет содержание понятия
"нецелевое использование средств, выделенных из федерального
бюджета".
I. Общие положения
1. Согласно пункту 8
"в" Положения о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа
1994 г. N 984, Министерство финансов Российской Федерации имеет право
взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций
средства, выделенные из федерального бюджета, используемые не по целевому
назначению, с наложением на предприятия, учреждения, организации, допустившие
такие нарушения, штрафа в размере действующей учетной ставки
Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 12 "ж"
Положения о федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864,
органам федерального казначейства предоставлено право выдавать обязательные для
исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в
бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, используемых не
по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации,
допустившие такие нарушения, штрафа
в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
2. Выделение средств из федерального
бюджета производится во исполнение федерального закона о федеральном бюджете на
соответствующий год, указов и распоряжений Президента Российской Федерации,
постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, в которых
формулируется целевой характер выделяемых средств.
Определение особенностей целевого
использования средств, выделяемых из федерального бюджета, осуществляется
Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с возложенными на
него задачами и пунктом 7 "д" Положения о Министерстве финансов
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 августа 1994 г. N 984.
3. Основными методами, используемыми при
выделении средств из федерального бюджета и оказывающими влияние на
квалификацию использования этих средств, являются финансирование, кредитование
и передача средств в управление.
Целевой характер предоставляемых из
федерального бюджета средств при кредитовании и
передаче средств в управление формулируется в договорах, заключаемых между
сторонами.
4. Под использованием
не по целевому назначению (нецелевым использованием) средств, выделенных из
федерального бюджета, следует понимать такое их использование, которое не
приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к
этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями,
неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах
или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из
федерального бюджета средств.
5. Если при выделении средств из
федерального бюджета формулируются две (промежуточная
и конечная) или несколько целей, для признания использования средств целевым
необходимо достижение каждой из них.
Если одна или несколько из поставленных
целей не достигнуты, то использование средств, выделенных из федерального
бюджета, следует признать нецелевым.
II. Общие виды
нецелевого использования
6. При финансировании, кредитовании,
передаче средств в управление видами нецелевого использования средств,
выделенных из федерального бюджета, сопровождающегося неправомерными
действиями, являются:
а) направление этих средств на банковские
депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного
имущества) с целью их последующей продажи;
б) осуществление взносов в уставный
капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;
в) расходование средств при отсутствии
оправдательных документов, неоформление или
неправильное оформление первичных документов (первичных документов на
приобретение товарно - материальных ценностей,
документов на расходование средств, отсутствие авансовых отчетов и т.д.);
г) недостача материальных ценностей,
приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета;
д) расходование средств, выделенных из
федерального бюджета, сверх норм, установленных Министерством финансов
Российской Федерации (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на
расходование бензина и т.д.). Суммой нецелевого использования является в этом
случае сумма перерасхода.
7. Нецелевым
использованием средств, выделенных из федерального бюджета, при котором
происходят события, обязанность предотвращения которых вменена пользователю
этих средств, является убыль сверх норм тех материальных ценностей,
приобретение которых было осуществлено за счет средств, выделенных из
федерального бюджета.
В соответствии с Положением о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170, убыль
полностью при отсутствии норм убыли рассматривается как недостача.
III. Особенности
определения нецелевого использования
при финансировании
8. В учреждениях, на предприятиях, в
организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств
федерального бюджета, нецелевым использованием являются:
а) использование средств на цели, не
предусмотренные сметой расходов;
б) расходование средств не по коду
экономической классификации, по которому было произведено финансирование
(перераспределение средств с одного кода экономической классификации на
другой).
9. При определении нецелевого
использования средств на предприятиях, в учреждениях, организациях, чья
деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета, финансовым
органам, проводящим проверки, необходимо определить у нижестоящих
распорядителей бюджетных ассигнований наличие правомочия по перераспределению
средств по кодам бюджетной классификации или прав по самостоятельному выбору
направлений расходования в пределах полученных из
федерального бюджета сумм финансирования. Данные права предоставлены законами
Российской Федерации (федеральными законами), указами Президента Российской
Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, письмами
Министерства финансов Российской Федерации.
10. На предприятиях, в учреждениях,
организациях, которым предоставлено право самостоятельно определять направления
расходования выделяемых из федерального бюджета средств, производить
перегруппировку средств в пределах полученного
финансирования по кодам экономической классификации, данные действия должны
оформляться надлежаще оформленными распорядительными документами руководителя
предприятия (учреждения, организации) нижестоящего распорядителя бюджетных
ассигнований.
Первый заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
В.А.ПЕТРОВ