МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 апреля 1997 г. N 11-01-08/113
В соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации Минфин России рассмотрел вопросы налогообложения операций
по "внутреннему" и "внешнему" толлингу
и сообщает.
Относительно применения схемы
"внешнего" толлинга - главой 9 Таможенного
Кодекса Российской Федерации предусмотрен соответствующий режим
"Переработки товаров на таможенной территории", где установлен
порядок налогообложения товаров, помещаемых под данный таможенный режим.
Относительно применения на территории
Российской Федерации схемы "внутреннего" толлинга:
Действовавшие в
течение 1995 - 96 гг. нормативные акты (Порядки), касающиеся приравненных к
экспорту отдельных коммерческих операций без вывоза товаров с таможенной
территории Российской Федерации за границу, в соответствии с которыми
осуществлялась работа предприятий металлургической промышленности,
предусматривали оформление проданных иностранному лицу российских товаров в
таможенный режим экспорта, что освобождало указанные товары от налога на
добавленную стоимость. Аналогичные
сырьевые товары, закупаемые российским производителем, облагались налогом на
добавленную стоимость, что уменьшало оборотные средства российских
производителей и ставило их в неравные условия с иностранными лицами на внешнем
рынке.
В соответствии с
действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость
экспортируемыми и льготируемыми по НДС считаются
только те товары (работы, услуги), которые поставляются за пределы государств -
членов Экономического сообщества (в настоящее время - Содружества Независимых
Государств), а обороты по реализации на территории Российской Федерации
товаров, выполненных работ и оказанных услуг являются объектом налогообложения.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой
реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной
дисциплины" одним из направлений государственной политики в области
налоговой реформы в Российской Федерации является сокращение льгот и исключений
из общего режима налогообложения.
Необходимо также
учитывать, что приравненные к экспорту отдельные коммерческие операции без
вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу выпадают
из под таможенно - банковского контроля, что способствует неуплате налога на
добавленную стоимость в федеральный бюджет и оттоку Российского капитала из
страны (по данным ГТК России за 1995 - 96 гг. в федеральный бюджет не был
уплачен налог на добавленную стоимость за
закупленные сырьевые товары черной металлургии в сумме около 104 млн. долларов
США и вывезено товаров без оформления паспорта сделки на сумму около 190 млн.
долларов США).
В связи с
изложенным Минфин России считает нецелесообразным освобождение от налога на
добавленную стоимость сырья, реализуемого на территории Российской Федерации
иностранным покупателям.
Одновременно
сообщаем, что в случае постановки иностранных организаций на учет в качестве
налогоплательщика, они освобождаются от налога на добавленную стоимость по
товарам, вывозимым ими за пределы территории государств - участников СНГ, и
имеют право на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам
материальных ресурсов (работ, услуг), используемых для производства таких
товаров. Таким образом, уравниваются условия
налогообложения операций по "внутреннему" и "внешнему" толлингу.
С.М.ИГНАТЬЕВ