МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июня 1998 г. N 24-11/05
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВИДОВ СТРАХОВАНИЯ,
ОТНОСЯЩИХСЯ К СТРАХОВАНИЮ ЖИЗНИ
Министерство
финансов Российской Федерации предлагает страховым организациям, заключающим
договоры страхования по видам страхования жизни с использованием согласованных
с федеральным органом надзора страховых тарифов, рассчитанных с использованием
нормы доходности, превышающей 2-кратный размер действующей ставки
рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации,
представить в Департамент страхового надзора в месячный срок экономическое
обоснование возможности выполнения страховщиком обязательств и обеспечения
планируемого инвестиционного дохода.
К страховым организациям, не
согласовавшим страховые тарифы и продолжающим заключать договоры страхования
жизни после 01.08.98, будут применяться санкции в соответствии с Положением о
порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на
осуществление страховой деятельности, утвержденным Приказом Росстрахнадзора
от 19.06.95 N 02-02/17.
Страховщикам рекомендуется ежеквартально
пересматривать максимальную величину нормы доходности, используемой при расчете
страховых тарифов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни.
При этом норму доходности для расчета
величины страховых тарифов по договорам страхования, сходным по сроку действия
и по характеру обязательств, принимаемых на себя по договору страховщиком и
страхователем, следует выбирать на основе консервативного (осторожного)
подхода, предполагающего надлежащий запас платежеспособности для обеспечения
запланированной доходности в течение действия договора страхования.
При определении допустимой нормы
доходности страховщикам рекомендуется ориентироваться на меньшую
из двух величин:
сложившуюся норму доходности (с учетом
налогообложения) государственных ценных бумаг (аукционную учетную ставку,
индекс государственных ценных бумаг, рассчитываемый ЦБ РФ) со сроком обращения,
наиболее близким к предполагаемому сроку действия договоров страхования,
среднюю за предшествующий период продолжительностью не менее 12 месяцев;
доходность активов страховой организации
(или изменения стоимости активов) за предшествующий период продолжительностью
не менее 12 месяцев.
Изменения страховых тарифов в связи с
увеличением нормы доходности от инвестиций активов, принятой при актуарных
расчетах, требуют предварительного согласования с Минфином России. При этом
страховые организации представляют экономическое обоснование возможности
выполнения страховщиком обязательств, принимаемых по договорам страхования
жизни и обеспечения планируемого инвестиционного дохода.
В частности, если страховая организация
планирует получить в будущем доход, больший, чем определенный на основании
консервативного подхода, для согласования страховых тарифов следует представить
в Департамент страхового надзора:
а) аналитическую справку о полученной за
последний финансовый год доходности (с учетом налогообложения) инвестиций в
целом по страховой организации и в случае необходимости по каждому виду
активов;
б) список планируемых направлений
инвестиций с разбивкой по видам активов с указанием их объема, полученного
дохода от актива (или изменения стоимости актива) за последний год и
предполагаемого дохода от актива (или изменения стоимости актива) в течение
максимального планируемого срока действия договоров;
в) необходимые документы (справки, копии
договоров и т.п.), подтверждающие обоснованность предположений о получении
запланированного инвестиционного дохода, если таковые документы в силу
характера инвестиций могут быть представлены. В частности, если указанный доход
планируется получить по вкладам в банки (депозитам), рекомендуется представить
копию договора.
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
В.КОВАЛЕВ