МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 августа 1999 г. N 03-06-61
Главное управление федерального
казначейства Министерства финансов Российской Федерации доводит до сведения
разъяснения Правового департамента Минфина России от 14 июля 1999 г. N
19-04/02-285 по вопросу отчислений 15 процентов от административных штрафов для
формирования Государственного фонда борьбы с преступностью. Данное разъяснение
принять к исполнению с момента выхода Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1999 год".
Одновременно сообщаем, что согласно
федеральным законам о федеральном бюджете, действовавшим до 1 января 1999 г.,
указанные отчисления в размере 15% осуществлялись от всех видов штрафов, налагаемых
в административном порядке.
Зам. начальника Главного управления
федерального казначейства
А.В.БУКИН
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 14 июля 1999 г. N 19-04/02-285
В связи с поступающими запросами от
федеральных органов исполнительной власти, финансовых органов субъектов
Российской Федерации и управлений федерального казначейства Минфина России по
субъектам Российской Федерации по вопросам формирования и использования
бюджетных средств Государственного фонда борьбы с преступностью Правовой
департамент сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от
22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" в
доходы федерального бюджета на 1999 год включаются средства целевых бюджетных
фондов, в том числе средства Государственного фонда борьбы с преступностью.
Статья 73 вышеназванного Федерального
закона, а также Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября
1994 г. N 1272, определяют источники формирования указанного Фонда. Одним из
источников формирования являются денежные средства в размере 15 процентов
средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых в административном порядке,
а также по вступившим в законную силу приговорам судов (судей), за исключением
средств, в отношении которых установлен особый порядок распределения.
В связи с
вышеизложенным денежные средства в размере 15 процентов от средств, взысканных
в качестве штрафов по вступившим в законную силу приговорам судов (судей), а
также 15 процентов от суммы штрафов, налагаемых за административные
правонарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным
законодательством и в отношении которых не установлен особый порядок
распределения соответствующим Федеральным законом, должны быть направлены
непосредственно плательщиками в федеральный бюджет. Так, например, в соответствии со статьей 23 Закона Российской
Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" должностные лица
и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской
Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную
ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства
Российской Федерации. Однако в отношении сумм штрафов, взысканных в
административном порядке, в этом Законе не определен порядок распределения этих
средств. Следовательно, денежные средства в размере 15 процентов от средств,
взысканных в качестве штрафов по вступившим в законную силу приговорам судов
(судей), а также 15 процентов от суммы штрафов, налагаемых за административные
правонарушения, должны быть направлены в федеральный бюджет.
Что касается штрафов, в отношении которых
установлен особый порядок распределения соответствующим Федеральным законом, то
такие средства подлежат перечислению непосредственно получателям, установленным
этим Федеральным законом. В частности:
- статья 31 Федерального закона от 18
июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" предусматривает, что сумма штрафа,
уплаченная рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем, зачисляется в соответствующие
бюджеты в следующем соотношении: 40 процентов - в федеральный бюджет, 60
процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации;
- в соответствии со статьей 38
Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной
безопасности" средства, полученные от применения штрафных санкций в
области пожарной безопасности, направляются: 50 процентов - в федеральный
бюджет, 50 процентов - в соответствующие фонды пожарной безопасности;
- статья 21 Закона РСФСР от 19 декабря
1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды"
предусматривает, что за счет штрафов за экологические правонарушения
формируются экологические фонды, средства которых запрещается расходовать на
цели, не связанные с природоохранной деятельностью. Статьей 84 вышеназванного
Закона определено, что суммы взыскиваемых штрафов, налагаемых в
административном порядке, перечисляются на специальные счета государственных экологических
фондов;
- Законом Российской Федерации от 17
декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий,
учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области
строительства" определен порядок зачисления сумм штрафов в соответствующие
бюджеты, а также на счет соответствующего органа Государственного архитектурно
- строительного надзора;
- в Законе Российской Федерации от 18
июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" ответственность за нарушение
требований вышеназванного Закона не определена как административная. Однако
Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 12 мая 1998 г. N
14-П и определение от 1 апреля 1999 г. N 29-О) определил, что предусмотренная
названным Законом ответственность является публично - правовой, а именно
административной. Таким образом, штрафы, налагаемые на
организации, а также на физических лиц за нарушение Закона Российской Федерации
"О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением", являются административными штрафами, но в
соответствии со статьей 73 Федерального закона "О федеральном бюджете на
1999 год" не подлежат перечислению в размере 15 процентов от сумм штрафов
в Государственный фонд борьбы с преступностью, так как для этих средств
установлен особый порядок распределения и получатели
таких средств определены Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N
5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении
денежных расчетов с населением". Статья 7 вышеназванного Закона
предусматривает, что 20 процентов от общей суммы штрафов, взысканных в
соответствии с этой статьей, зачисляются в республиканский бюджет Российской
Федерации для финансирования деятельности налоговых органов, а 80 процентов - в
местный бюджет.
Что касается
вопроса использования средств Государственного фонда борьбы с преступностью, то
в соответствии со статьей 73 Федерального закона "О федеральном бюджете на
1999 год" средства Государственного фонда борьбы с преступностью в 1999
году направляются на приобретение вооружения, специальной техники и средств
связи в пределах утвержденного государственного оборонного заказа на эти цели и
распределяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1
Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1272
"Об утверждении Положения о Государственном фонде борьбы с
преступностью" и пунктами 1 и 3 самого Положения Фонд создан для финансирования
мероприятий, направленных на реализацию федеральной и региональных программ по
борьбе с преступностью. Таким образом, федеральные органы исполнительной власти
и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлении соответствующих
заявок, могут стать получателями средств указанного Фонда для реализации этих
региональных программ.
Руководитель Департамента
Ю.С.ИВАКИН