МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 августа 2000 г. N 01-02-01/03-3183
Министерство финансов Российской
Федерации во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24 июля
2000 г. N ИК-П7-21241 рассмотрело обращение Министерства юстиции Российской
Федерации по вопросу финансирования государственных унитарных предприятий за
счет средств арендной платы, полученной от использования
этими предприятиями федерального недвижимого имущества и сообщает.
В соответствии со
статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального
закона "О федеральном бюджете на 2000 год" средства, получаемые в
виде арендной либо иной платы за сдачу имущества, находящегося в федеральной
собственности, учитываются в доходах федерального бюджета и являются одним из
источников формирования доходов федерального бюджета, поступающих в 2000 году.
Статьей 26 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что доходы от сдачи в аренду
имущества, находящегося в федеральной собственности в полном объеме учитываются
в доходах федерального бюджета. При этом вышеуказанной статьей установлено, что
данные средства отражаются в сметах доходов и расходов учреждений и организаций,
имеющих государственный статус и финансируемых за счет средств федерального
бюджета на основании смет доходов и расходов.
Статья 120 Гражданского кодекса
Российской Федерации, а также статьи 161 и 221 Бюджетного кодекса Российской
Федерации определяют бюджетное учреждение как организацию, созданную для
осуществления функций некоммерческого характера, деятельность
которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и
расходов.
Кроме того, статьей 254 Бюджетного
кодекса Российской Федерации определено, что лицевые счета в органах
федерального казначейства открываются исключительно бюджетным учреждениям,
состоящим на федеральном бюджете.
В отношении государственных унитарных
предприятий необходимо отметить следующее.
В соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая
организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней
собственником имущество. Имущество государственного унитарного предприятия
находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статьям 295, 296, 297 указанного
Кодекса предприятие не вправе распоряжаться имуществом, принадлежащим ему на
праве хозяйственного ведения или оперативного управления без согласия
собственника. Законодатель предоставил право распоряжаться доходами,
полученными от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности
имущества, закрепленного за учреждениями бюджетной сферы, исчерпывающий
перечень которых установлен статьей 26 Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2000 год".
Учитывая вышеизложенное,
положения указанной статьи Федерального закона распространяются только на
организации, созданные в форме бюджетных учреждений, состоящих на федеральном
бюджете.
Арендная плата,
полученная от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного
за государственными унитарными предприятиями и находящегося в федеральной
собственности, подлежит перечислению в доход федерального бюджета, за
исключением затрат по содержанию сданных в аренду объектов недвижимости, в
порядке, установленном письмом Министерства финансов Российской Федерации и
Государственной налоговой службы Российской Федерации от 8 декабря 1993 г. N
143 и ЮУ-4-15/194н "О сроках и
порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы",
соответственно, и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 4
октября 1995 г. N 3-Е1-5 "Об арендных платежах", что соответствует
требованиям части 1, статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.
А.Л.КУДРИН