МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 февраля 2001 г. N 03-07-28/25
Министерство финансов Российской
Федерации в связи с поступающими многочисленными запросами разъясняет.
В соответствии со ст. 61 Налогового
кодекса Российской Федерации срок уплаты налога или сбора, а также пени может
быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части
(части начисленной суммы, а не части налога, подлежащей зачислению в бюджет) с
начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Изменение срока уплаты
оформляется в форме отсрочки (рассрочки).
Вместе с тем
положения ст. 63 Кодекса устанавливают, что, "если законодательством
Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в
бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм,
подлежащих уплате в федеральный бюджет, изменяется на основании решения
Министерства финансов Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в бюджет
субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа".
При этом необходимо
отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате
налога или сбора, т.е. исчислить и перечислить в бюджеты разного уровня только
те федеральные налоги или сборы, по которым установлены ставки: налог на
прибыль, налог на игорный бизнес, единый налог, взимаемый в связи с применением
упрощенной системы налогообложения.
Следовательно, полномочия субъекта
Российской Федерации на предоставление отсрочек, рассрочек и налогового кредита
в части сумм, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации,
распространяются только на вышеперечисленные налоги.
В соответствии со ст. 56, 167 и 245
Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральное казначейство несет
ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, которое
включает распределение в установленных размерах в соответствии с утвержденным
федеральным бюджетом доходов от уплаты федеральных регулирующих налогов и
сборов.
Органы федерального
казначейства (а не налогоплательщик или налоговый орган) распределяют доходы от
уплаты федеральных налогов и сборов в порядке межбюджетного регулирования в
разные уровни бюджетов в соответствии с нормативами отчислений, установленными
Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и
в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального
бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной
Приказом Минфина России от 14.12.99 N 91н, зарегистрированной в Минюсте России
22.12.99, регистрационный номер 2022, по общей сумме дохода от уплаты налога
или сбора, а не по конкретному налогоплательщику.
В части учета налоговыми органами
регулирующих налогов и сборов в лицевой карточке налогоплательщика следует
отметить, что с 1 января 2001 г. в соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации от 18.11.2000 N МК-П13-31004 налоговые органы обязаны
вести консолидированный лицевой счет налогоплательщика по каждому федеральному
регулирующему налогу или сбору в целом.
По вопросу распределения недоимки по
федеральным налогам и сборам, поступающей в текущем финансовом году в бюджетную
систему Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации
разъясняет следующее.
Понятия "налоги",
"сборы", "недоимка" относятся к сфере законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах. В бюджетном законодательстве Российской Федерации
налоги и сборы трансформируются в источники доходов бюджетов разных уровней
бюджетной системы Российской Федерации, которые подробно регулируются
различными нормативными правовыми актами.
Регулирующие доходы в целях
сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующие бюджеты в виде
процентных отчислений от уплаты налогов и сборов по нормативам, утвержденным в
установленном порядке на соответствующий финансовый год. При этом недоимка как
сумма налога или сбора, не уплаченная налогоплательщиком и не поступившая в
бюджетную систему Российской Федерации в установленный срок, в бюджетном
законодательстве обезличена.
Причем все нормы федерального закона о
федеральном бюджете на соответствующий год применяются в период действия самого
закона. Именно ограничение во времени действия закона о бюджете на очередной
финансовый год отличает его от других законодательных актов (например,
законодательства о налогах и сборах).
Кроме того, кассовый принцип исполнения
бюджета предусматривает четкое исполнение норм закона о бюджете на очередной
финансовый год применительно к операциям, которые отражаются по счетам
федерального бюджета в конкретный отчетный период, равный бюджетному периоду.
Учитывая вышеизложенное,
с момента вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на
конкретный финансовый год по всем поступающим в бюджетную систему Российской
Федерации платежам необходимо применять при их распределении в разные уровни
бюджетов нормативы отчислений, утвержденные на этот конкретный год, независимо
от периода начисления этих платежей.
В случаях принятия
органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений,
приводящих к нарушению порядка зачисления в федеральный бюджет доходов от
уплаты федеральных налогов и сборов и иных доходов, а также иным образом
нарушающих положения бюджетного законодательства Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Правительству Российской
Федерации предоставлено право применять санкции к субъектам Российской
Федерации в соответствии со статьей 41
Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".
Заместитель министра финансов
Российской Федерации
Т.НЕСТЕРЕНКО