МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июля 1998 г. N 12-01-07
О РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Министерство финансов Российской
Федерации, рассмотрев по поручению Правительства Российской
Федерации предложения Министерства государственного имущества Российской
Федерации по разгосударствлению социальной сферы, подготовленные в
соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от
21.03.98 N 321 "Об итогах социально - экономического развития Российской
Федерации в 1997 году и задачах на 1998 год", сообщает.
Государственные и
муниципальные учреждения социальной сферы призваны обеспечивать реализацию
конституционных прав граждан в области социальных гарантий населения
(общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях, охрана здоровья и бесплатная
медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и
детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб).
Поэтому, по мнению Минфина России, при
рассмотрении вопроса о возможности разгосударствления указанных учреждений необходимо прежде всего проведение по каждому типу социально
- культурных учреждений всестороннего анализа с целью определения оптимальной
организационно - правовой формы реформируемых объектов, возможных социально -
экономических последствий приватизации, выработки действенной системы защиты
конституционных прав граждан, оптимального сочетания государственных
(муниципальных) и негосударственных учреждений соответствующего профиля,
экономического эффекта от приватизации. Кроме того, указанные преобразования
должны проводиться в рамках действующего законодательства Российской Федерации.
Без этого изменение формы собственности
указанных объектов приведет к значительному увеличению расходов на обучение,
лечение, культурное обслуживание населения, удорожанию стоимости путевок в
санатории и, как следствие, резко ограничит доступность этих видов услуг для
социально незащищенных слоев населения.
Как показывает опыт, при приватизации
объектов социально - культурной сферы, как правило, происходит их частичное или
полное перепрофилирование. Примером этому может служить произведенная
приватизация кинотеатров.
В настоящее время законодательно
установлен мораторий или запрет на приватизацию практически всех видов социально
- культурных учреждений, кроме ряда объектов культуры (концертных организаций,
цирков, театров, домов культуры и клубов, кинотеатров научно - методических
центров культуры).
Так, Федеральным законом от 16.05.95 N
74-ФЗ "О сохранении статуса государственных и муниципальных
образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" установлен
мораторий на приватизацию государственных и муниципальных образовательных
учреждений всех типов, включая объекты их производственной и социальной инфраструктуры.
Закон Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-1 "Основы законодательства
Российской Федерации о культуре" предусматривает запрет на приватизацию
культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе культурных
ценностей, хранящихся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов
и библиотек, картинных галерей, включая помещения и здания, где они
расположены. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.94
N 78-ФЗ "О библиотечном деле" не подлежат приватизации
государственные и муниципальные библиотеки, Федеральным законом от 26.05.96 N
54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской
Федерации" - музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав
государственной части Музейного фонда Российской Федерации, Федеральным законом
от 02.08.95 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста
и инвалидов" - государственные и муниципальные учреждения социального
обслуживания. Также, в соответствии с Основными положениями государственной
программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994
г. N 1535, не осуществляется, до принятия соответствующего федерального закона,
приватизация учреждений и организаций здравоохранения (за исключением аптечных
учреждений и предприятий).
Что касается
предложения Мингосимущества России о преобразовании учреждений социальной сферы
в акционерные общества, то оно противоречит положениям Гражданского кодекса
Российской Федерации, Федеральных законов от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об
акционерных обществах" и от 21.07.97 N 123-ФЗ "О приватизации
государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в
Российской Федерации", в соответствии с которыми в процессе приватизации в
акционерные общества могут быть
преобразованы государственные и муниципальные предприятия, т.е. коммерческие
организации, к которым не относятся учреждения социальной сферы.
Заместитель Министра
И.П.МОЛЧАНОВ