МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 2000 г. N 3-01-12/07-132
Министерство финансов Российской
Федерации в связи с многочисленными обращениями территориальных органов федерального
казначейства по вопросам, связанным с распределением регулирующих доходов
федерального бюджета в порядке межбюджетного регулирования, разъясняет.
Регулирующие доходы
федерального бюджета, в том числе и доходы, сформировавшиеся от уплаты
федеральных налогов и сборов в ходе осуществления реструктуризации кредиторской
задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням
и штрафам перед федеральным бюджетом, проводимой в соответствии с решениями
Правительства Российской Федерации, подлежат распределению в порядке
межбюджетного регулирования в доходы бюджетов других уровней бюджетной системы
Российской Федерации по нормативам зачисления,
установленным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В налоговом законодательстве Российской
Федерации отсутствует понятие "регулирующие налоги и сборы". В
Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации
установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, региональные
налоги и сборы и местные налоги и сборы.
При этом у плательщика возникает
обязанность по уплате налога или сбора при наличии оснований, установленных
Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о
налогах и сборах.
Таким образом, если соответствующим
законом о том или ином налоге или сборе прямо не предусмотрено перечисление
федерального налога или сбора в бюджеты другого уровня, у плательщика нет и
оснований для исчисления и уплаты налога или сбора в разные уровни бюджетов.
Федеральные регулирующие налоги и сборы
являются источниками доходов федерального бюджета, передаваемых в порядке
межбюджетного регулирования субъектам Российской Федерации по нормативам,
установленным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
При этом объектом межбюджетного регулирования являются не налоги и сборы, а
доходы федерального бюджета от уплаты налогов и сборов.
Кроме того, налогоплательщик является
субъектом налоговых, но не бюджетных правоотношений и по федеральным налогам и
сборам, доходы от уплаты которых являются
регулирующими, у налогоплательщика возникает обязательство по уплате налога в
целом, без относительно уровней бюджетов, по исполнении которого у федерального
бюджета возникает обязанность передать собственные доходы в доходы бюджетов
другого уровня по законодательно установленным нормативам распределения.
Учитывая изложенное,
доходы от осуществления реструктуризации кредиторской задолженности юридических
лиц по федеральным регулирующим налогам и сборам подлежат межбюджетному
регулированию.
Одновременно
обращаем внимание на то, что органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления могут приниматься
решения о предоставлении налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по региональным
и местным налогам и сборам и только по тем федеральным налогам и сборам, по
которым законодательством Российской Федерации о налогах и сборах установлены
ставки зачисления федерального налога или сбора в доходы бюджетов другого уровня (налог на прибыль (доход) предприятий и организаций,
налог на игорный бизнес и т.п.).
Исполнительные органы власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут принимать
решения, касающиеся изменения срока уплаты федеральных налогов и сборов, доходы от уплаты которых являются регулирующими, так как
принятие решений по этим налогам и сборам не входит в их компетенцию.
По вопросу проведения исполнительными
органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
денежных зачетов по федеральным налогам и сборам, доходы
от уплаты которых являются регулирующими доходами, в доле, подлежащей
зачислению в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации или местные
бюджеты, сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 235 Бюджетного кодекса
Российской Федерации при установлении встречных обязательств между бюджетом и
получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств при наличии задолженности получателя бюджетных средств
по платежам в бюджет.
В соответствии с налоговым
законодательством Российской Федерации по федеральным регулирующим налогам и
сборам у налогоплательщика - получателя бюджетных средств нет непосредственной
задолженности перед бюджетом субъекта Российской Федерации или местным
бюджетом.
Таким образом, органы исполнительной
власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе
принимать решения о проведении зачета денежных средств по федеральным
регулирующим налогам и сборам в доле, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов
Российской Федерации или местные бюджеты.
Органы
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного
самоуправления могут проводить зачеты денежных средств только по тем
федеральным налогам и сборам, по которым налоговым законодательством Российской
Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты
разного уровня (налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на
игорный бизнес и т.п.), а также по региональным и местным налогам.
Порядок проведения зачета денежных
средств по федеральным налогам и сборам, в том числе и по налогам и сборам, доходы от уплаты которых являются регулирующими, должен
определяться Правительством Российской Федерации.
В случае принятия
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом
местного самоуправления решений о проведении финансирования расходов путем
зачета денежных средств по федеральным регулирующим налогам и сборам в доле,
причитающейся зачислению в доходы субъекта Российской Федерации или местного бюджета,
распределение налогов и сборов на счете N 40101 "Налоги и сборы,
распределяемые органами федерального казначейства" должно осуществляться с
учетом этой информации. При поступлении федеральных
регулирующих налогов и сборов "живыми" деньгами доходы должны
распределиться в пользу федерального бюджета в доле, причитающейся к зачислению
в доходы федерального бюджета, как если бы уплата налога или сбора, проведенная
ранее зачетом денежных средств, осуществлялась в установленном порядке.
Заместитель Министра
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО