МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 июля 2000 г. N 16-00-17/18
В соответствии с Программой
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами
финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской
Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, Министерством финансов Российской Федерации
утверждено два Положения по бухгалтерскому учету - ПБУ 9 "Доходы
организации" и ПБУ 10 "Расходы организации". В связи с принятием
этих Положений существенно изменился характер отражения в бухгалтерском учете
организации ряда расходов:
проценты по кредитам банков подлежат
отражению в бухгалтерском учете не в составе затрат на производство, а на счете
прибылей и убытков в качестве операционных расходов;
расходы
организации, в том числе формирующие затраты на производство продукции (работ,
услуг), подлежат признанию в полном размере в соответствии с первичными
документами независимо от утвержденных (для целей планирования, налогообложения
и пр.) лимитов, норм и нормативов (в частности, за превышение лимита выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу, выплат работникам за непроработанное время в
соответствии с коллективными договорами, расхода горюче - смазочных материалов
в сравнении с
нормами по техническим документам и пр.);
для отражения в бухгалтерском учете
текущих расходов организации, не связанных непосредственно с производством и
продажей товаров, продукции, работ, услуг (т.н. расходов непроизводственного характера),
должен применяться счет прибылей и убытков для признания расходов
операционного, внереализационного или чрезвычайного характера, а не счет учета
нераспределенной прибыли, оставшейся в распоряжении организации.
Однако следует отметить, что за период
действия указанных Положений по бухгалтерскому учету применение предусмотренных
в них правил сдерживается позицией налоговых органов, в том числе Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам. Изменение правил
бухгалтерского учета с точки зрения переклассификации
расходов (расходы, связанные с обычными видами деятельности, операционные
расходы) требует изменений порядка применения Положения о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552.
Указанное Положение, определяя состав затрат, принимаемых для целей
налогообложения и формирования финансовых результатов, не указывает на то, в
качестве какого вида расходов приняты к учету те или иные затраты организации и
на каком счете они подлежат отражению. Кроме того, внереализационные расходы и
доходы, перечисленные в Положении, в настоящее время принимаются к
бухгалтерскому учету в качестве операционных, внереализационных или
чрезвычайных.
До настоящего
времени не внесены соответствующие изменения в справку о порядке определения
данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической
прибыли", утвержденную Инструкцией "О порядке исчисления и уплаты в
бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденной
Госналогслужбой России 10 августа 1995 г. N 37, с учетом принятия новых правил
признания расходов в бухгалтерском учете, в то время как соответствующие предложения в связи с этим были подготовлены. Такая
позиция вызывает отрицательную реакцию практикующих бухгалтеров и аудиторов на
принятие новых нормативных документов по бухгалтерскому учету, связанное с
реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета, и недовольство
действиями налоговых органов, не учитывающих в своей практической деятельности
новых правил бухгалтерского учета.
Частыми являются случаи требований
налоговых органов по исправлению данных бухгалтерской отчетности при ее
принятии. Как правило, эти требования связаны с желанием получить в
бухгалтерской отчетности данные, необходимые для проверки налоговых расчетов,
что приводит к нарушению правил формирования и порядка представления отчетной
информации. По большому числу организаций в настоящее время данные
представляемой бухгалтерской отчетности подтверждены аудиторами и утверждены на
общем собрании акционеров (учредителей), и действующими нормативными
документами никому не предоставлено право требовать изменения этих данных.
Законодательством Российской Федерации
налоговым органам не предоставлено право разъяснять
порядок составления бухгалтерской отчетности организации, формирования
показателей отчетности, порядок представления отчетной информации в формах
бухгалтерской отчетности или пояснительной записке. Однако
практика применения Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская
отчетность организации", ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России
от 6 июля 1999 г. N 43н, определяющего требования к представляемой отчетной
информации, определению ее объема, правила ее представления и пр., доказывает,
что налоговые органы при принятии от организаций бухгалтерской отчетности в
налоговых целях вынуждают организации нарушать требования российского стандарта
по бухгалтерской отчетности. В этих условиях вести речь о дальнейшей
разработке правил бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности с учетом
требований международных стандартов бухгалтерской отчетности и доверии
инвесторов к составляемой и представляемой отчетной информации становится
затруднительным.
С 1 января 2001 года предполагается
введение нового плана счетов бухгалтерского учета, в котором будет изменена
техника отражения затрат, перечисленных в Положении о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли и принимаемых
для целей налогообложения. Это может также привести к новым противоречиям при
определении на основе данных бухгалтерского учета базы для налогообложения и
вызовет трудности внедрения в практику нового плана счетов. Учитывая это,
считаем неправомерным подготовку указаний и разъяснений соответствующими
службами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по вопросам
отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций.
В новых нормативных документах по
бухгалтерскому учету заложены правила формирования расходов (затрат на
производство и продажу продукции (работ, услуг) и пр.), доходов (выручки от
продажи продукции (работ, услуг) и пр.), финансовых результатов, которые ведут
к уменьшению различий российской бухгалтерской системы с международно
признанной. Эти правила становятся более понятны и
более привлекательны для западных инвесторов. Однако они требуют переобучения
не только налогоплательщиков, но и специалистов налоговых органов. Нельзя
допускать, чтобы отставание специалистов Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам и его органов в освоении новых правил бухгалтерского учета и
формирования бухгалтерской отчетной информации, или просто неприятие этих
правил, являлось причиной их неприменения хозяйствующими субъектами.
Непринятие новых правил ведения
бухгалтерского учета является тормозом для российской экономики, замедляет
процесс ее оздоровления и развития. Кроме того, это приводит к срыву выполнения
мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Учитывая, что Налоговый кодекс в части
налога на доходы возможно не будет введен в действие
ранее 1 января 2002 года, будут иметь место серьезные трудности по определению
для целей налогообложения показателей по данным бухгалтерского учета. Считаем,
что было бы целесообразным решить вопрос о внесении соответствующих изменений в
Инструкцию "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль
предприятий и организаций", утвержденную Госналогслужбой России 10 августа
1995 г. N 37.
Считали бы целесообразным также привести
в соответствие с требованиями Федеральных законов "О бухгалтерском
учете" и "Об акционерных обществах" содержание указанной
Инструкции в части вопроса о сроках представления организациями в налоговые
органы годовой бухгалтерской отчетности. Вышеуказанные Законы требуют
представления годовой бухгалтерской отчетности в утвержденном виде, с учетом
принятых общим собранием акционеров, учредителями решений о распределении
чистой прибыли.
Первый заместитель Министра
С.Д.ШАТАЛОВ