МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 2000 г. N 19-03-14/6420
Юридический департамент Министерства
финансов Российской Федерации направляет для сведения и использования в работе
следующие процессуальные документы:
Определение Арбитражного суда Кемеровской
области от 04.10.00 по делу N А27-3624/2000-2 по иску ООО
"СУ-5 ПГС".
Заместитель Руководителя
Юридического департамента,
Начальник отдела судебной защиты
С.И.МИРОНЧЕНКО
Приложение
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 4 октября 2000 г.
Дело N А27-3624/2000-2
Арбитражный суд в составе судьи Лежнина Д.Л.
рассмотрел в судебном заседании дело по
иску - жалобу общества с ограниченной ответственностью "СУ-5 ПГС" п.
Зеленогорский
на действия отделения федерального
казначейства МФ РФ по Крапивинскому району по исполнению решения суда
при участии в заседании:
от заявителя: Шевчук В.В. - ю/к (дов-ть N 1-12 от 10.06.00, со спец. полномочиями),
от отделения федерального казначейства МФ
РФ по Крапивинскому р-ну: Семенычев В.В. - ведущий специалист сектора юр.
работы Управления ФК МФ РФ по Кемеровской области (дов-ть
от 02.10.2000 N 2-20-46, удостоверение N 162)
установил:
В арбитражный суд Кемеровской области
поступила жалоба ООО "СУ-5 ПГС" п. Зеленогорский на действия
отделения федерального казначейства МФ РФ по Крапивинскому району, в которой
заявитель ставит вопрос об ответственности отделения федерального казначейства за неисполнение вступившего в законную силу
судебного акта и обязании отделения принять к
исполнению исполнительный лист по делу N А27-3624/2000-2.
Заслушав представителей ООО "СУ-5
ПГС" и отделения федерального казначейства МФ РФ по Крапивинскому району,
суд не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Решением арбитражного суда Кемеровской
области от 21.06.2000 по делу N А27-3624/2000-2 с Центра государственного
санитарно - эпидемиологического надзора Крапивинского района в пользу ООО
"СУ-5 ПГС" взыскано 665591 руб. 95 коп. долга по оплате за выполненные в 1997 - 1999 гг. подрядные
работы.
08.08.2000 взыскателю был направлен
исполнительный лист, который был передан взыскателем для исполнения в отделение
федерального казначейства МФ РФ по Крапивинскому району.
Письмом от 18.08.00 отделение возвратило
взыскателю исполнительный лист, сообщив о невозможности принятия его к
исполнению, в связи с чем и была подана указанная
жалоба.
Согласно ст. 198 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве"
исполнительный лист о взыскании денежных средств направляется взыскателем в
банк или иную кредитную организацию либо судебному приставу - исполнителю.
За неисполнение судебного акта
арбитражного суда о взыскании денежных средств банком или иным кредитным
учреждением, которому предъявлен исполнительный лист, на него арбитражным судом
может быть наложен штраф в размере 50% суммы, подлежащей взысканию (ст. 206
Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно ст. 1 ФЗ "О банках и
банковской деятельности" кредитная организация - юридическое лицо, которое
для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании
специального разрешения ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции.
Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как
хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая
имеет исключительное право осуществлять в совокупности определенные законом
банковские операции.
Органы федерального казначейства ни к
банкам, ни к иным кредитным организациям не относятся (Положение о федеральном
казначействе РФ в ред. Постановлений Правительства РФ N 135 от 11.02.95, N 109
от 28.01.97), вследствие чего к ним не может быть применена ответственность,
предусмотренная ст. 206 АПК РФ.
Относительно обязания
отделения федерального казначейства принять к исполнению исполнительный лист по
делу N А27-3624/2000-2 необходимо отметить следующее.
Согласно ст. 5 ФЗ "Об исполнительном
производстве" требования судебных актов о взыскании денежных средств
исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями. В
случаях, предусмотренных федеральными законами, требования судебных актов могут
исполняться и другими организациями, должностными лицами и гражданами.
Действующим Бюджетным кодексом РФ
предусмотрена обязанность территориальных органов федерального казначейства
производить списание находящихся на лицевых счетах бюджетных учреждений
денежных средств, в том числе и по судебным актам (ст. ст. 239, 254, 255
Бюджетного кодекса РФ).
Однако ст. 239 Бюджетного кодекса РФ
предусмотрен иммунитет бюджетов, т.е. правовой режим, при котором обращение
взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного
акта, предусматривающего: возмещение в размере недофинансирования в случае,
если взыскиваемые средства были утверждены в составе расходов бюджета;
возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц
этих органов.
Возврат
исполнительного листа был произведен на том основании, что на лицевом счете
государственного учреждения "Центр государственного санитарно -
эпидемиологического надзора" по кодам экономической классификации 240200
"Капитальное строительство", 240230 "Строительство объектов
непроизводственного назначения, за исключением жилищного строительства",
240300 "Капитальный ремонт", 240330 "Капитальный ремонт объектов
непроизводственного назначения, за исключением капитального ремонта жилого
фонда" отсутствовали денежные средства, на которые могло быть обращено
взыскание.
Использование денежных средств,
находящихся на лицевом счете по другим кодам экономической классификации, на
цели, не предусмотренные этими кодами, не допускается.
Возврат исполнительного листа отделением
федерального казначейства произведен обоснованно.
Основания для удовлетворения жалобы ООО "СУ-5 ПГС" отсутствуют.
Руководствуясь ст. 140 Арбитражного
процессуального кодекса РФ, суд
определил:
в удовлетворении жалобы
ООО "СУ-5 ПГС" на действия отделения федерального казначейства
МФ РФ по Крапивинскому району отказать.
Судья
Д.Л.ЛЕЖНИН