МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2001 г. N 16-00-14/464
Письмо рассмотрено в Министерстве
финансов Российской Федерации и сообщается следующее.
В соответствии с
Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о
признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2002 г. вводится в
действие глава 25 "Налог на прибыль
организаций" Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим
Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа
1992 г. N 552, утрачивает силу.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 было определено требование согласования
министерствами и ведомствами особенностей по составу затрат, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг). При этом не определялся режим
согласования вопросов о порядке организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
В настоящее время
нормативными документами, формирующими систему нормативного регулирования
бухгалтерского учета, принятыми во исполнение Программы реформирования
бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6
марта 1998 г. N 283, определяются общие для всех хозяйствующих субъектов
требования, принципы, правила и способы ведения организациями отдельных
активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций.
Организация производственного учета является
внутренним делом хозяйствующего субъекта. В условиях рыночной экономики
администрация организации должна самостоятельно принимать решение, в каких
разрезах классифицировать затраты; насколько детализировать места возникновения
затрат и каким образом их увязать с центрами ответственности; вести учет
фактических либо плановых (нормативных), полных либо частичных (переменных,
прямых, ограниченных) затрат.
Многообразие организаций, определяемое
формами собственности, экономическими, юридическими, организационными, технико
- технологическими и другими факторами, а также компетентность руководителей и
их потребность в той или иной управленческой информации обусловливает и
предопределяет многообразие конкретных форм организации производственного
учета. Учитывая это, система производственного учета создается в целях принятия
соответствующих управленческих решений в определенной сфере деятельности
организации.
Учитывая
изложенное, необходимость разработки соответствующих отраслевых рекомендаций по
вопросам планирования и учета затрат на производство продукции (работ, услуг),
вопросам калькулирования в целях решения
организациями определенных задач управления является обоснованной. При этом выбор того или иного подхода в решении
вопросов учета затрат на производство и калькулирования
себестоимости продукции (отдельных ее видов, групп однородной продукции,
выпуска продукции в целом и пр.) зависит от нужд управления организацией, а
также должны учитываться стоящие перед организацией задачи по формированию
полной и достоверной отчетной информации, порядок раскрытия этой информации в
бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными
документами по бухгалтерскому учету.
Руководитель Департамента
методологии бухгалтерского
учета и отчетности
А.С.БАКАЕВ