МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 ноября 2001 г. N 16-00-24/90
Департамент методологии бухгалтерского
учета и отчетности рассмотрел запрос и сообщает следующее.
Федеральным законом
от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" установлено, что все
денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании
услуг на территории Российской Федерации всеми организациями, в том числе
физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, производятся с обязательным применением
контрольно - кассовых машин.
Однако отдельным категориям организаций в
силу специфики их деятельности или особенностей местонахождения разрешается
осуществлять расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин. Такие организации приведены в Перечне отдельных категорий
организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных
подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими
торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей
деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные
расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденном
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от
30 июля 1993 г. N 745 (Собрание актов Президента и Правительства Российской
Федерации, 1993, N 32, ст. 3017; 1995, N 44, ст. 4182; 1997, N 3, ст. 384;
1998, N 1, ст. 125; N 33, ст. 4016; N 36, ст. 4525; N 48, ст. 5932; 1999, N 3, ст. 338; 2000, N 50, ст. 4898).
В соответствии с
пунктом 1 Перечня организации могут осуществлять денежные расчеты с населением
без применения контрольно - кассовых машин в случае оказания ими услуг
населению (за исключением услуг по перевозке пассажиров такси, в том числе
маршрутными) при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности,
приравниваемых к чекам, утвержденных Министерством финансов Российской
Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной
комиссией по контрольно - кассовым машинам.
Утверждение форм бланков строгой
отчетности (квитанций, путевок, билетов, талонов и т.п.), которые подлежат
использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств,
проводится Минфином России согласно пункту 2 вышеуказанного Постановления по
представлению соответствующих министерств и ведомств, а также организаций и
других юридических лиц.
Утвержденные бланки строгой отчетности
являются официальными государственными документами и распространяются на все
организации, занимающиеся подобными видами деятельности на территории
Российской Федерации.
Заполненные и выданные клиентам при
оказании услуг бланки строгой отчетности являются документами строгой
отчетности, приравниваемыми к чеку контрольно - кассовой машины, и служат
первичными учетными документами.
В соответствии с ранее действовавшим
порядком утверждения бланков строгой отчетности письмами Министерства финансов
Российской Федерации (за подписью Заместителя Министра финансов Российской
Федерации) вышеназванные документы не подлежали направлению в Министерство
юстиции Российской Федерации для прохождения процедуры государственной
регистрации, так как бланки строгой отчетности являются техническим элементом
оформления операций и письма не относятся к нормативно
- правовым актам.
Во исполнение Постановления Правительства
Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти и их государственной регистрации"
Министерством финансов Российской Федерации ведется работа по переутверждению вышеуказанных бланков.
Бланки строгой отчетности, утвержденные
письмами Минфина России и не представленные до настоящего момента на переутверждение, являются действующими до прохождения
процедуры переутверждения в указанном выше порядке. В
связи с этим до момента переутверждения организациям
для приема денежных средств от физических лиц при оказании услуг следует
использовать утвержденные действующие формы бланков строгой отчетности.
11 апреля 1997 г. Минфином России письмом
N 16-00-27-14 была утверждена форма квитанции по ОКУД 0712611 для приема
вторичного сырья и продажи товаров. Министерством финансов Российской Федерации
данная форма неоднократно доводилась организациям, осуществляющим деятельность
по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов. В связи с новым
порядком утверждения бланков строгой отчетности указанная форма квитанции на переутверждение приказом Министерства финансов Российской
Федерации в Минфин России не представлялась, в связи с
чем является действующей. Порядок применения квитанции по приему вторсырья при
осуществлении денежных расчетов с населением не изменился.
Вместе с тем известно, что 11 мая 2001 г.
вышло Постановление Правительства Российской Федерации N 370 "Об
утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их
отчуждения". Раздел 3 Правил описывает порядок приема, учета и хранения
лома и отходов цветных металлов, в том числе действия приемщика при приеме
металла, какие именно документы при этом составляются и выдаются на руки сдатчику
лома и отходов. В пункте 11 указанного раздела говорится, что прием лома и
отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением приемо -
сдаточного акта, который является документом строгой отчетности. Форма
акта утверждена в качестве приложения к вышеуказанному Постановлению.
Исходя из содержания Правил приемо -
сдаточный акт составляется приемщиком лома на каждую партию лома и
отходов цветных металлов независимо от того, является ли сдатчик лома
физическим или юридическим лицом. При этом необходимо обратить внимание, что
законодательство о применении контрольно - кассовых машин, равно как и бланков
строгой отчетности, не регламентирует расчеты с юридическими лицами.
В связи с вышесказанным сообщается, что
при приеме лома и отходов цветных металлов от юридических лиц следует
руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая
2001 г. N 370. Осуществляя приемку лома и отходов цветных металлов от
физических лиц, следует руководствоваться тем же Постановлением, при этом
наряду с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо -
сдаточного акта необходимо выдавать бланк строгой отчетности,
утвержденный Минфином России письмом от 11 апреля 1997 г. N 16-00-27-14, так
как вышеупомянутое Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля
1993 г. N 745 является действующим.
Руководитель Департамента
А.С.БАКАЕВ