МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 1995 г. N 5
О ПРОВЕРКЕ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ,
НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
ПРАВ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
Министерство финансов Российской
Федерации направляет обобщенные материалы проверок целевого использования
средств, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации на
финансирование мероприятий по защите прав жертв политических репрессий, и предлагает
учесть их в практической работе финансовых органов.
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
И.П.МОЛЧАНОВ
Заместитель Руководителя
Департамента социальной
сферы и науки
В.А.ШАЛАЕВ
О РЕЗУЛЬТАТАХ
ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
СРЕДСТВ, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ
МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
В соответствии с Планом основных вопросов
экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Фе
дерации на
IV квартал 1994 г. проведена проверка целевого использования средств,
выделенных из федерального бюджета на возмещение компенсации, выплаченной
жертвам политических репрессий, предоставление льгот и возмещение
имущественного ущерба реабилитированным гражданам в 1993 г. и первом полугодии 1994
г. в 17 республиках, краях и областях. Проверки были
произведены в Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской, Коми республиках и
Северной Осетии, Красноярском, Ставропольском краях, Магаданской, Ростовской,
Тверской, Владимирской, Белгородской, Челябинской, Свердловской, Саратовской,
Тульской, Пермской, Курской областях.
Кроме того, использованы материалы
проверок г. Москвы и Оренбургской области.
Проверкой установлено, что при
администрациях всех проверенных территорий действуют постоянные комиссии по восстановлению
прав реабилитированных жертв политических репрессий.
На основании представленных документов и
материалов указанные комиссии выносят заключения о праве на денежную
компенсацию, выдают свидетельства о праве на льготы, собирают данные о жертвах
политических репрессий, контролируют работу подведомственных комиссий и т.д.
В Белгородской области в
начале 1994 г. областной комиссией были проведены проверки работы
районных комиссий по выполнению Закона Российской Федерации "О
реабилитации жертв политических репрессий". В ноябре 1994 г. этой же
комиссией проведен семинар с руководителями районных и городских комиссий по
выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994
г. N 926.
В отдельных территориях работники
финансовых органов, призванные осуществлять контроль за
правильностью расходования средств, выделенных из местного бюджета на
мероприятия по восстановлению прав реабилитированных граждан, не включены в
состав комиссий.
Так, в Тверской области работают 42
комиссии, включая областную, но только в 5 из них, в
том числе и областной, в состав комиссий входят представители финансовых
органов. На основании Положения о порядке выплаты денежной компенсации лицам,
реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О
реабилитации жертв политических репрессий", денежные компенсации
выплачиваются в основном своевременно и правильно. Вместе с тем имеют место
отдельные нарушения.
В ряде случаев в расчетах денежных
компенсаций неправильно применялся установленный законом минимальный размер оплаты труда, действующий на момент принятия органом
социальной защиты населения решения о начислении компенсации.
Так, в Оренбургской
области установлено, что при оформлении денежной компенсации реабилитированному
Тыщуку Т.Н., находившемуся в местах лишения свободы
10 лет (120 месяцев), расчет был произведен исходя из установленного законом
минимального размера оплаты труда по состоянию на август 1993 г. 7740 руб.
вместо предусмотренных в соответствии с действующим законодательством трех
четвертей от этого оклада. В результате Тыщуку 23 августа 1993 г.
выплачено (переведено на Украину) 928800 руб. вместо 696600 руб., т.е.
переплачено 232200 руб. В Ясногорском районе Тульской области установлена
недоплата реабилитированному лицу в сумме 80,5 тыс. руб. В Челябинской области
проверкой выявлено 19 случаев неправильного исчисления денежной компенсации на
общую сумму 1779 тыс. руб., в том числе в г. Троицке переплата составила
263 тыс. руб., в г. Златоусте допущена недоплата компенсаций двум заявителям на
сумму 355 тыс. руб. В Центральном районе г. Челябинска восьми заявителям
недоплачено 1142 тыс. руб. В Магаданской области тоже выявлена недоплата на
сумму 936 тыс. руб.
В нарушение указанного Положения в
Тверском управлении социальной защиты населения г. Москвы некоторые
реабилитированные больше года не получают причитающиеся им компенсации. Так,
например, Алимов А.П. подал заявление с документами 13 января 1992 г., а 20
сентября 1992 г. он скончался, не успев получить денежную компенсацию. В
соответствии с действующим Положением начисленная, но не полученная сумма
компенсации должна быть выплачена наследникам при представлении ими
свидетельства о праве на наследство. На день проверки - 22 сентября 1993 г.
причитающаяся Алимову А.П. сумма не выплачена.
Согласно решениям комиссий по
восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Кабардино - Балкарской республики, Ставропольского и
Красноярского краев, Магаданской, Ростовской, Свердловской, Тульской, Пермской
и Курской областей произведены выплаты компенсаций имущественного ущерба в 1993
г. 74 гражданам и в 1994 г. - 16 гражданам. По решениям судов в 1993 - 1994 гг.
произведена 41 выплата. Всего за указанный период возмещено имущественного
ущерба на сумму 46 млн. рублей.
В настоящее время в комиссиях находится
300 заявлений на возмещение имущественного ущерба, которые рассматриваются в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа
1994 г. N 926.
На основании проверки установлено, что
только в восьми проверенных территориях: Кабардино-Балкарской
республике, Ставропольском крае, Ростовской, Тульской, Курской, Тверской,
Владимирской и Челябинской областях насчитывается 26 тысяч граждан, которым
предоставляются льготы, определенные Положением о порядке предоставления льгот
реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических
репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
мая 1994 г. N 419 на основании ст. 16 Закона "О реабилитации жертв
политических репрессий".
Однако в связи с
отсутствием средств в местных бюджетах Карачаево-Черкесской республики,
Челябинской области и Красноярского края такие льготы не предоставляются,
несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления должны выделять средства на предоставление беспроцентной ссуды
для строительства жилья, снижение стоимости лекарств, бесплатный проезд
пассажирским транспортом и один раз в год
железнодорожным транспортом (туда и обратно), бесплатную установку телефона,
снижение оплаты жилья, коммунальных услуг и топлива, а также на погребение
реабилитированных лиц в случае их смерти и другие льготы, предусмотренные ст.
16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических
репрессий", с последующим их возмещением из федерального бюджета.
Многие территории не представили данные о
количестве граждан, пользующихся льготами, и о выплаченных суммах льгот в связи
с отсутствием их учета.
В 7 территориях из 17 проверенных за счет
средств местных бюджетов предоставлялись дополнительные льготы, не
предусмотренные ст. 16 названного Закона, и оказывалась материальная помощь
реабилитированным гражданам.
Так, в Магаданской
области выделено на эти цели 327,6 млн. руб., в Пермской области - 12 млн.
руб., во Владимирской области - 17 млн. руб., в Красноярском крае - 2,4 млн.
руб. В г. Соликамске Пермской области на базе профилактория "Урал"
открыт оздоровительно-реабилитационный центр для жертв политических репрессий.
В целях более полной и эффективной
реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических
репрессий" министерствам финансов республик в составе Российской
Федерации, финансовым управлениям (главным управлениям, комитетам,
департаментам, отделам) администраций краев и областей следует:
1. Принимать активное участие в работе
комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
2. Осуществлять контроль за своевременным
и правильным расходованием средств, направляемых на финансирование мероприятий
по защите прав жертв политических репрессий.
3. Обеспечить своевременное
финансирование расходов за счет средств местных бюджетов, связанных с
предоставлением льгот, компенсационными выплатами и возмещением имущественного ущерба реабилитированным гражданам и их наследникам.
4. Своевременно и правильно представлять
отчетные данные в соответствии с письмом Министерства финансов Российской
Федерации от 11 июня 1992 г. N 39 "О возмещении расходов местным
бюджетам".