| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 21 сентября 2004 г. N 03-06-01-04/35

 

В связи с запросом по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога на имущество организаций Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

1. Пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При этом пунктом 1 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база по данному налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Согласно пункту 4 статьи 376 Кодекса среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

В данном случае необходимо учитывать, что главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества для организаций (или их обособленных подразделений), созданных или ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. На основании этого при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в пункте 4 статьи 376 Кодекса, с учетом положений статьи 379 Кодекса.

Статьей 379 Кодекса установлено, что налоговым периодом признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (т.е. средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс) стоимость имущества организации, то при ее определении, а также при определении средней стоимости имущества должно учитываться общее количество месяцев в календарном году, а также в соответствующем отчетном периоде (т.е. квартале, полугодии и девяти месяцах календарного года).

Аналогичный порядок определения среднегодовой (средней) стоимости имущества применяется при снятии или постановке на баланс организации в течение налогового (отчетного) периода имущества, по которому налоговая база в соответствии с пунктом 1 статьи 376 Кодекса определяется отдельно.

Учитывая это, Департамент подтверждает правомерность изложенной в письме позиции по порядку расчета авансовых платежей по налогу на имущество организаций и налога на имущество организаций при закрытии обособленных подразделений Банка России в течение календарного года (являющегося в соответствии со статьей 379 Кодекса налоговым периодом по данному налогу), а также по порядку заполнения налоговых деклараций (расчетов) по данному налогу.

Что касается вопроса о порядке исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении ликвидированных обособленных подразделений Банка России, по которым уплачены авансовые платежи по налогу на имущество организаций, то следует учитывать норму статьи 45 Кодекса, согласно которой обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом данной статьей Кодекса установлено, что налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

На основании этого Банк России вправе представить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в отношении ликвидированного в течение календарного года обособленного подразделения до срока ее представления, установленного пунктом 3 статьи 386 Кодекса.

Необходимо также учитывать, что главой 30 Кодекса не предусмотрено особого порядка определения среднегодовой (средней) стоимости имущества в отношении приобретенного или реализованного организацией имущества в течение календарного года.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 5 статьи 83 Кодекса).

Кодексом, в частности его главой 30, не предусмотрена обязанность организации встать на учет в налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации.

В случае если принадлежащие Банку России права оперативного управления или хозяйственного ведения на такие объекты недвижимого имущества будут зарегистрированы в установленном порядке, то на основании соответствующих сведений органов, указанных в пункте 4 статьи 85 Кодекса, будет осуществлена постановка на учет в налоговых органах Банка России в соответствии с пунктом 5 статьи 83 Кодекса.

Согласно статье 385 Кодекса организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 Кодекса, в отношении каждого объекта.

В случае, когда у организации возникают обязанности по уплате налога на имущество организаций по месту нахождения указанных объектов недвижимого имущества, но при этом отсутствуют основания для постановки на учет в налоговых органах, предусмотренные пунктами 3 - 5 статьи 83 Кодекса, налоговые органы по месту нахождения такого имущества и уплаты данного налога, руководствуясь письмом МНС России от 22.05.2001 N ММ-6-12/410@, обеспечивают учет указанной организации с присвоением соответствующего кода причины постановки на учет.

3. Статьей 375 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Учитывая, что в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России стоимость объектов библиотечного фонда полностью отнесена на счета по учету расходов, то их остаточная стоимость для целей исчисления налога на имущество организаций равна нулю.

Что касается иных видов имущества, по которым в соответствии с установленным Банком России порядком ведения бухгалтерского учета не производится начисление амортизации или износа, то остаточной стоимостью данного имущества для целей исчисления налога на имущество организаций признается его стоимость, учитываемая на счете по учету основных средств (604) бухгалтерского баланса.

4. По вопросу о порядке применения льгот по налогу на имущество организаций необходимо учитывать следующее.

1) В соответствии с пунктом 7 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

При определении состава объектов основных средств социально-культурной сферы рекомендуется руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), поскольку группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.

Указанная льгота предоставляется организациям независимо от источника приобретения имущества, а также любых форм собственности при условии использования основных средств социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) непосредственно этими организациями для оказания соответствующих услуг, по целевому назначению.

При этом объектом образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения является единый обособленный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для целей культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.

Соответствующее предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для целей культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.

Не подлежат льготированию объекты социально-культурной сферы, полностью используемые в течение налогового (отчетного) периода не для указанных нужд, в том числе полностью сдаваемые в аренду (в случае, когда предоставление в аренду является видом деятельности организации, отличной от деятельности в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения).

2) Согласно пункту 8 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве.

В данном случае необходимо учитывать, что в соответствии с главой 30 Кодекса объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество организаций определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Организация в целях правильного исчисления данного налога должна обеспечить раздельный бухгалтерский учет льготируемого и нельготируемого имущества. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Деление стоимости инвентарного объекта для целей налогообложения на основании таких показателей, как "выручка" или "площадь", главой 30 Кодекса не предусмотрено.

Таким образом, организация вправе воспользоваться вышеназванной льготой при условии, если находящийся на ее балансе инвентарный объект относится к объекту мобилизационного назначения.

5. Согласно пункту 11 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. При этом предусмотрено, что перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Исходя из данной нормы Кодекса следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации вышеназванного перечня имущества какой-либо иной документ не может являться основанием для применения указанной льготы по налогу на имущество организаций.

6. По вопросу, касающемуся уплаты налога на имущество в отношении имущества, учитываемого на балансе подразделения Банка России, расположенного на территории г. Байконура, будет сообщено дополнительно.

 

Директор Департамента

М.А.МОТОРИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024