ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2006 г. N 04-1-26/769
Федеральная служба по финансовому
мониторингу рассмотрела обращение, касающееся отдельных вопросов применения
законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и сообщает следующее.
Действующим законодательством Федеральной
службе по финансовому мониторингу не предоставлено право толкования норм
Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Вместе с тем ст. 5 Федерального закона N
115-ФЗ установлен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными
средствами или иным имуществом, к которым, в том числе, относятся и кредитные
организации.
Порядок
предоставления кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому
мониторингу сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом,
подлежащих контролю, установлен Положением Центрального банка Российской
Федерации от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными
организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным
законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка
России N 207-П).
В Положении Банка России N 207-П среди
участников сделок и операций с денежными средствами или иным имуществом
указываются юридические лица, физические лица, физические лица - индивидуальные
предприниматели.
По нашему мнению,
это не свидетельствует о выделении индивидуальных предпринимателей в
самостоятельную группу, а конкретизирует общее понятие физического лица, что
также определяется положениями ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации,
в которых понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства
Российской Федерации используются и применяются в том значении, в каком они
используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено
законодательством.
Статья 11 Налогового кодекса Российской
Федерации определяет, в частности, следующие понятия:
- организации -
юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской
Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие
корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные
в соответствии с законодательством иностранных государств, международные
организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской
Федерации;
- физические лица - граждане Российской
Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
- индивидуальные предприниматели -
физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- физические лица - налоговые резиденты
Российской Федерации - физические лица, фактически находящиеся на территории
Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Принимая во внимание, что индивидуальные
предприниматели имеют основной государственный регистрационный номер для
индивидуальных предпринимателей (ОГРНИП), Положение Банка России N 207-П
расширяет перечень сведений, необходимых для идентификации физических лиц -
индивидуальных предпринимателей.
В этой связи при представлении сведений
об участниках операции с денежными средствами или иным имуществом
(индивидуальных предпринимателях) кредитные организации должны указывать
основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя,
присвоенный органами ФНС России в соответствии с Федеральным законом от
08.08.2001 N 129-ФЗ.
Кроме того, п. 3 ст. 23 Гражданского
кодекса Российской Федерации установлено, что к деятельности индивидуальных
предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность
юридических лиц. Из смысла ст. 23 Гражданского кодекса
Российской Федерации усматривается, что физическое лицо - индивидуальный предприниматель
вступает в отношения с третьими лицами только в целях осуществления
предпринимательской деятельности, а если он же вступает в такие отношения не в
целях осуществления предпринимательской деятельности, то он является субъектом
правоотношений, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ, как просто
физическое лицо.
Исходя из
изложенного, по нашему мнению, кредитным организациям следует осуществлять
процедуры идентификации организаций, физических лиц, физических лиц -
индивидуальных предпринимателей, находящихся на обслуживании в кредитной
организации, и представлять сведения в Росфинмониторинг
по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю, в
соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Пунктом 1
Постановления Правительства РФ от 16 мая 2005 г. N 302 "О порядке
осуществления расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами
коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной
оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности" (далее -
Постановление N 302) установлено, что при осуществлении расчетов и переводов
между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам
коммерческих кредитов на срок
более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с
осуществлением внешнеторговой деятельности резидент обязан резервировать на
срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 15 календарных дней,
сумму, равную в эквиваленте 10% определенной на день резервирования суммы
осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы
полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. При этом
согласно п. 2 Постановления N 302 сумма резервирования должна быть внесена
резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом
нерезиденту денежных средств в виде предварительной
оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью.
В практике кредитных организаций
неоднократно возникает проблема толкования словосочетания "со дня
перечисления денежных средств" для целей выполнения резидентами своих
обязательств по резервированию.
Для корректного толкования кредитными
организациями п. 2 Постановления N 302 Ассоциация российских банков обратилась
в Министерство финансов Российской Федерации, ответ которого приводится ниже.
Руководитель
В.А.ЗУБКОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 апреля 2006 г. N 05-06-03/ЗН
Министерство
финансов Российской Федерации с участием Центрального банка Российской
Федерации рассмотрело обращение по вопросу разъяснения некоторых норм,
предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая
2005 г. N 302 "О порядке осуществления расчетов и переводов между
резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам
коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной
оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности" и сообщает следующее.
В соответствии с
Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. N 45н, к
полномочиям Министерства финансов Российской Федерации не относится рассмотрение
по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий)
законодательства Российской Федерации и практики его применения, если
законодательством Российской Федерации не установлено иное. Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном
регулировании и валютном контроле" Минфин России не наделен правом разъяснять акты валютного законодательства Российской
Федерации. Положением о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004
г. N 329, к полномочиям Минфина России не отнесено разъяснение актов органов
валютного регулирования.
Вместе с тем по вопросу, изложенному в
обращении, считаем, что под днем перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой
деятельностью можно понимать дату списания денежных средств со счета резидента,
подтвержденную выпиской из соответствующего лицевого счета резидента - клиента
банка.
С Банком России согласовано.
Статс-секретарь,
Заместитель Министра
С.Д.ШАТАЛОВ