ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 мая 2006 г. N 01-2-02/570
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба в связи с
запросами налоговых органов и налогоплательщиков просит дать разъяснения
действующего законодательства в отношении вопросов, связанных с исчислением и
уплатой земельного налога в соответствии с главой 31 "Земельный налог"
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с положениями главы 31
Кодекса объектами налогообложения земельным налогом признаются земельные
участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен
налог.
Налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база по земельному налогу
определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая
стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно статье 66 Земельного кодекса
Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков
проводится государственная кадастровая оценка земель.
При этом органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной
кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил проведения государственной
кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с
пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной
кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию
на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков
в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными
органами государственной власти городов федерального значения Москвы и
Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Как показывает практика, возможны
ситуации, когда результаты кадастровой оценки земель, представленные
территориальными органами Роснедвижимости на
утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в срок
не утверждены.
Так, например, исполнительными органами
власти по субъектам Российской Федерации результаты государственной кадастровой
оценки земель промышленности и иного специального назначения утверждены в
Калужской области 26.02.2006, в Тульской области - 24.03.2006, в Вологодской
области 13.03.2006, в Приморском крае - 10.04.2006. До
настоящего времени результаты государственной кадастровой оценки указанной
категории земель не утверждены в Орловской, Нижегородской, Пермской,
Сахалинской областях, а также в Коми-Пермяцком АО, Усть-Ордынском Бурятском АО.
В то же время по имеющейся в ФНС России
информации первый срок уплаты авансовых платежей по земельному налогу по
муниципальным образованиям, например, Тульской области установлен на 15.04. -
20.04.2006, Усть-Ордынского Бурятского АО - на 15.04. - 30.04.2006.
Учитывая, что порядок исчисления и уплаты
земельного налога (в том числе авансовых платежей по земельному налогу) по
земельным участкам, кадастровая стоимость которых не определена (не утверждена
или в срок не утверждена), главой 31 "Земельный налог" Кодекса не
урегулирован, ФНС России просит дать разъяснения по следующим вопросам:
- в случае недоведения
кадастровой стоимости земельного участка до налогоплательщика обязан ли он
представлять налоговую отчетность в налоговый орган, если обязан, то какая
кадастровая стоимость должна быть отражена в налоговой отчетности;
- уплачивается ли земельный налог (в том
числе авансовые платежи по земельному налогу), если кадастровая стоимость
земельных участков не утверждена или в срок не утверждена;
- правомерны ли действия налогового
органа по начислению земельного налога в случае, если налогоплательщик не
представил налоговую отчетность, а в базе налогового органа имеется информация
о наличии объекта налогообложения и его кадастровой стоимости, при этом в
налоговых органах отсутствует информация о доведении до налогоплательщика кадастровой
стоимости земельного участка;
- в случае неуплаты земельного налога
(авансовых платежей по земельному налогу) в установленные сроки в результате
того, что до налогоплательщика не доведена кадастровая стоимость земельного
участка, правомерны ли действия налогового органа по начислению пеней за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых
платежей по налогу).
Заместитель Руководителя
Е.Ю.ВЕЧКО