ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 июня 2006 г. N ГВ-6-05/629@
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИСТЕМЫ ЭОД В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО ЕСН И СВ НА ОПС
Федеральная налоговая служба по вопросу
использования возможностей системы ЭОД в контрольной работе по единому
социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
сообщает следующее.
Для проведения автоматизированного
камерального контроля правильности заполнения деклараций и расчетов авансовых
платежей по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование разработаны и доведены до налоговых органов контрольные
соотношения показателей указанных форм отчетности. Они описывают правильные
соотношения, при соблюдении которых на этапе арифметического
автоматизированного контроля констатируется отсутствие у налогоплательщика
ошибок в заполнении форм отчетности.
Вместе с тем, используя доведенные
контрольные соотношения и возможности системы ЭОД, можно задавать условия и
формировать аналитические выборки налогоплательщиков, допустивших те или иные
налоговые правонарушения в исчислении единого социального налога и страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование.
В этой связи в порядке информации
направляется опыт организации данной работы УФНС России по Республике
Башкортостан.
Заместитель Руководителя,
Главный государственный
советник налоговой службы
В.В.ГУСЕВ
Приложение N 1
РАЗРАБОТАННЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
УПРАВЛЕНИЯ ФНС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ВЫБОРКИ В ЧАСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМ
ОТЧЕТНОСТИ
ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ И СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
Налогоплательщиков, допустивших
определенный вид нарушений, можно выбрать различными путями. Возьмем для
примера категорию налогоплательщиков, завысивших налоговый вычет:
- значение по строке 2_0300_3
"Налоговый вычет" расчета или декларации по ЕСН > значения по
строке 2_0200_5 "Начисленные страховые взносы" расчета или декларации
по ОПС:
Вариант 1: Можно задать через ветку
"Аналитические выборки" эти 2 строки. В результате мы имеем таблицу
из двух колонок "N 1" (налоговый вычет) и "N 2"
(начисленные страховые взносы), в которой
нужно в общем массиве выборки визуально отследить завышение налогового вычета.
Вариант 2: Через ветку
"Администрирование системы" - "Налоговая отчетность" в
ветке "старые контрольные соотношения" задать формулу неравенства:
2_0300_3 (ЕСН) > 2_0200_5 (ОПС). "Пропустив" через это неравенство
все расчеты и декларации и задав условие (С = 10, т.е. отбираются только те
налогоплательщики, чьи данные удовлетворяют этому неравенству), мы имеем точный
перечень налогоплательщиков, завысивших налоговый вычет. Естественно,
показатели этой выборки тщательно анализируются, но объем работы сокращается в
десятки, а то и сотни раз.
Далее можно расширить это же неравенство:
В каждой Инспекции есть свой перечень
налогоплательщиков, совмещающих виды деятельности, облагаемые единым налогом на
вмененный доход (ЕНВД), с деятельностью, облагаемой по общему режиму
налогообложения. В расчетах и декларациях по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование данная категория налогоплательщиков обязана заполнять
строки:
- начислено страховых взносов всего:
2_0200_5 (ОПС);
- в том числе по общему режиму
налогообложения: 2_0200_6 (ОПС).
Так как налогоплательщики, ведущие виды
деятельности, облагаемые единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), не
уплачивают единый социальный налог (ЕСН), то рассматриваемая категория
налогоплательщиков имеет право уменьшать сумму ЕСН только в той доле страховых
взносов, которая приходится на общий режим налогообложения. Применив же
налоговый вычет в полном размере начисленных страховых взносов, налогоплательщик
неправомерно занижает платежи в федеральный бюджет.
Поэтому теперь мы совмещаем два
неравенства:
2_0300_3 (ЕСН) = 2_0200_5 (ОПС).
2_0300_3 (ЕСН) > 2_0200_6 (ОПС).
Причем пропускаем через эти два
неравенства не весь перечень налогоплательщиков, а только тех, которые
совмещают два вида деятельности, предварительно "сделав" этот список
текущим. Таких налогоплательщиков в Инспекции наберется не более сотни,
"пропустив" данные одной сотни налогоплательщиков через два
неравенства одновременно, мы имеем перечень налогоплательщиков, допустивших
данное нарушение, в течение несколько минут.
Аналогично по заданным спискам
проверяются налогоплательщики, выплачивающие определенные суммы из прибыли:
2_0100_3 (ЕСН) < 2_1000_3 (ЕСН);
выплачивающие суммы, не облагаемые
налогом в соответствии со статьей 238 НК РФ.
2_0100_3 (ЕСН) < 2_1100_3 (ЕСН).
Можно сузить рамки данных неравенств и
сформировать перечень налогоплательщиков, выплачивающих просто
"большие" суммы из прибыли и не облагаемые налогом (например:
налогооблагаемая база составляет не более 50% указанных сумм):
2_0100_3 (ЕСН) / 2 < 2_1000_3 (ЕСН);
2_0100_3 (ЕСН) / 2 < 2_1100_3 (ЕСН).
Через данное неравенство пропускаются
расчеты и декларации только тех налогоплательщиков, которые заполнили строки 1000
и 1100, предварительно выбрав их через ветку "Ввод налоговых
документов" - "Анализ данных документов" и "сделав"
список "текущим". Так как таких налогоплательщиков немного, то и
выборка опять же занимает несколько минут.
Задаем мы также неравенства для отбора
налогоплательщиков, имеющих налогооблагаемую базу только в разделе "более
600 тысяч рублей":
22_102_4 = 0 (ОПС);
22_502_4 > 0 (ОПС).
Опять же через эти неравенства
пропускаются только те расчеты и декларации, в которых налогоплательщики
заявили применение регрессивной ставки (текущий список). В данном случае
вариации могут быть различными, подключив раздел "от 280001 до
600000". Эти выборки не обязательно выявляют нарушителей, зато под
контролем находятся налогоплательщики, выплачивающие большую зарплату.
Для налогоплательщиков, использующих
налоговые льготы в соответствии со статьей 239 НК РФ, мы задаем таблицу в
"Аналитических выборках":
- для тех организаций, которые пользуются
льготой в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ:
2_0400_3 (ЕСН) (выплаты в пользу
работающих инвалидов, всего);
2_0410_3 (ЕСН) (в том числе за отчетный
квартал);
2_0500_3 (ЕСН) (сумма налога, не
уплачиваемая в связи с применением льгот);
2_0510_3 (ЕСН) (в том числе за отчетный
квартал);
3_060_3 (ЕСН) (данная строка суммирует
выплаты инвалидам, перечисленным пофамильно);
3_070_3 (ЕСН) (в том числе за последний
квартал);
31_110_3 (ЕСН) (выплаты инвалидам,
включаемые в строки 400 - 440);
31_120_3 (ЕСН) (в том числе за последний
квартал).
В данном случае необходим визуальный анализ,
что не исключает ошибки инспектора. Если же создать неравенства:
2_0400_3 (ЕСН) > 3_060_3 (ЕСН);
2_0410_3 (ЕСН) > 3_070_3 (ЕСН) и (или)
2_0400_3 (ЕСН) > 31_110_3 (ЕСН);
2_0410_3 (ЕСН) > 31_120_3 (ЕСН),
пропустив через них только те расчеты или декларации, в которых заявлены льготы
(текущий список), то опять же мы имеем перечень налогоплательщиков, допустивших
нарушения по статье 239 НК РФ.
Для организаций, пользующихся льготой в
соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ (для
общественных организаций инвалидов, в том числе созданных как союзы
общественных организаций инвалидов), задается следующая аналитическая выборка:
2_0400_3 (ЕСН) (выплаты в пользу
работающих инвалидов, всего);
2_0410_3 (ЕСН) (в том числе за отчетный
квартал);
2_0500_3 (ЕСН) (сумма налога, не
уплачиваемая в связи с применением льгот);
2_0510_3 (ЕСН) (в том числе за отчетный
квартал);
32_130_3 (ЕСН) (удельный вес инвалидов и
их законных представителей за 1 месяц квартала отчетного периода);
32_130_4 (ЕСН) (удельный вес инвалидов и
их законных представителей за 2 месяц квартала отчетного периода);
32_130_5 (ЕСН) (удельный вес инвалидов и
их законных представителей за 3 месяц квартала отчетного периода).
Или создаются неравенства:
2_0400_3 (ЕСН) > 0;
2_0410_3 (ЕСН) > 0 и (или)
2_0500_3 (ЕСН) > 0;
2_0510_3 (ЕСН) > 0;
32_130_3 < 80;
32_130_4 < 80;
32_130_5 < 80.
Для организаций, пользующихся льготой в
соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ (уставной
капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций
инвалидов), задается такая аналитическая выборка:
2_0400_3 (ЕСН) (выплаты в пользу
работающих инвалидов, всего);
2_0410_3 (ЕСН) (в том числе за отчетный
квартал);
2_0500_3 (ЕСН) (сумма налога, не
уплачиваемая в связи с применением льгот);
2_0510_3 (ЕСН) (в том числе за отчетный
квартал);
31_160_3 (ЕСН) (удельный вес инвалидов в
общей численности за 1 месяц квартала отчетного периода);
31_160_4 (ЕСН) (удельный вес инвалидов в
общей численности за 2 месяц квартала отчетного периода);
31_160_5 (ЕСН) (удельный вес инвалидов в
общей численности за 3 месяц квартала отчетного периода);
31_190_3 (ЕСН) (удельный вес фонда оплаты
труда инвалидов в общем фонде оплаты труда за 1 месяц квартала отчетного
периода);
31_190_4 (ЕСН) (удельный вес фонда оплаты
труда инвалидов в общем фонде оплаты труда за 2 месяц квартала отчетного
периода);
31_190_5 (ЕСН) (удельный вес фонда оплаты
труда инвалидов в общем фонде оплаты труда за 3 месяц квартала отчетного
периода).
Или создаются неравенства:
2_0400_3 (ЕСН) > 0;
2_0410_3 (ЕСН) > 0 и (или)
2_0500_3 (ЕСН) > 0;
2_0510_3 (ЕСН) > 0;
31_160_3 (ЕСН) < 50;
31_160_4 (ЕСН) < 50;
31_160_5 (ЕСН) < 50;
31_190_3 (ЕСН) < 25;
31_190_4 (ЕСН) < 25;
31_190_5 (ЕСН) < 25.
Соответственно, через эти неравенства
пропускаются налогоплательщики, претендующие на льготу по статье 239 НК РФ
(текущие списки).
В связи с необходимостью проведения
контрольных мероприятий по предприятиям и организациям, ведущим
финансово-хозяйственную деятельность, но не начисляющим заработную плату своим
работникам, мы формируем перечень таких организаций через ветку "Ввод
налоговых документов" - "Анализ данных документов" или создав
систему неравенств:
2_0100_3 (ЕСН) = 0;
010 (ПРИБЫЛЬ) > 0 (аналогично по УСНО
и ЕНВД).