МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 ноября 2007 г. N 08-04-14/3213
Правовой
департамент Министерства финансов Российской Федерации на основании пункта 2.7
Приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства
от 25.08.2006 N 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по
представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской
Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их
представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" и в
связи с участившимися исками
организаций о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот многодетным
семьям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N
431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее -
Указ), сообщает следующее.
При подготовке
правовой позиции по вышеуказанной категории исков следует иметь в виду, что
пунктом 1 Указа правительствам республик в составе Российской Федерации,
органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в
размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением,
водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от
стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи
населению на данной территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по
рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на
внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус
городских линий (кроме такси)), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных
линий для учащихся общеобразовательных школ; бесплатное
питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных
учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной
деятельности и других внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в
соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее
комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной
формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе.
Статьей 26.3 Федерального закона от
06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих
детей (в том числе многодетных), отнесено к полномочиям субъектов Российской
Федерации.
Таким образом, субъекты Российской
Федерации должны принимать свои нормативные правовые акты, предусматривающие
меры социальной поддержки многодетных семей.
Согласно абзацу второму
пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)
расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской
Федерации по предметам совместного ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи
26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации".
Таким образом, в случае принятия
субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта,
меры по социальной поддержке многодетных семей относятся к расходным
обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 31 БК РФ
установлен принцип самостоятельности бюджетов, который означает недопустимость
установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и
источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению
одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения
бюджета, за счет средств которого должно
осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Кроме того, в
соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда
Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения
арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при
решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны
которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с
осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по
льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84,
85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального
закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации по предметам Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам
социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения
осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает
публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было
отнесено финансирование соответствующих льгот.
На основании
вышеизложенного, в случае предъявления исковых требований к Российской
Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации со стороны
коммерческих организаций и органов местного самоуправления о взыскании убытков
от предоставления льгот многодетным семьям в соответствии с Указом, следует
учитывать, что Российская Федерация в данном случае является ненадлежащим
ответчиком, а соответствующие убытки должны компенсироваться из бюджетов
субъектов Российской Федерации как расходные обязательства субъектов Российской Федерации, которые возникают из
принятых ими во исполнение Указа нормативных правовых актов.
Директор
Правового департамента
Н.Н.ЗАХАРОВА