МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 19 декабря 2007 г. N ШТ-15-06/1594
О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЕ
Федеральная налоговая служба в
соответствии с письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от
06.12.2007 N 73/1-1564-2006 по вопросам функционирования Межведомственной
рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики (далее - Рабочая
группа) сообщает следующее.
В рамках функционирования Рабочей группы
Федеральной налоговой службой совместно с Федеральной службой безопасности за
период с 25 декабря 2006 года по сентябрь 2007 года проведены совместные
мероприятия в банках по выявлению лиц, участвующих в незаконном выводе капитала
за рубеж, обналичивании денежных средств и уклонении
от налогообложения.
В результате указанных мероприятий были
приостановлены операции по счетам 51 организации.
Денежный оборот по расчетным счетам
данных организаций до момента приостановления операций составил более 120 млрд.
рублей.
На момент приостановления расходных
операций остатки денежных средств на счетах указанных организаций составили
более 767 млн. рублей.
В отношении всех указанных организаций
налоговыми органами проведены мероприятия налогового контроля, в результате
которых было установлено, что у большинства организаций имеются признаки
"фирм-однодневок", в том числе регистрация на "подставных"
лиц, в отдельных случаях на учредителей и руководителей данных организаций было
зарегистрировано более 200 юридических лиц.
По итогам проведенных контрольных
мероприятий за 9 месяцев 2007 года было обеспечено поступление (доначислено и взыскано) дополнительных платежей в бюджетную
систему Российской Федерации на сумму более 521 млн. рублей. Необходимо
отметить, что в отношении указанных организаций продолжаются мероприятия
налогового контроля, в том числе направленные на обеспечение поступления доначисленных сумм в бюджет.
В ходе проведения контрольных мероприятий,
направленных на выявление и пресечение незаконного вывода капитала за рубеж и обналичивания денежных средств, был выявлен ряд проблем, в
первую очередь нормативно-правового характера, существенно ограничивающих
возможности налоговых органов по эффективному использованию имеющихся ресурсов
и информации, поступающей от других членов Рабочей группы.
Так, например, в настоящее время
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены два основания для
принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам
налогоплательщика в банке:
1. В случае неисполнения
налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога, пеней или
штрафа (необходимо отметить, что, как правило, "фирмы-однодневки" не
допускают образования задолженности).
2. В случае непредставления
налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по
истечении установленного срока представления такой декларации.
При этом необходимо учитывать, что
налоговый орган обязан отменить решение о приостановлении операций по счетам
налогоплательщика в банке не позднее одного операционного дня, следующего за
днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.
При этом суммы налогов, декларируемые и
уплачиваемые такими организациями, либо равняются нулю, либо явно несоизмеримы
с величиной денежных потоков, проходящих по их банковским счетам.
В случае, когда выявляются нарушения
налогового законодательства, действия налоговых органов ограничены рамками
процедур рассмотрения и принятия решения по материалам налоговой проверки,
установленных НК РФ.
Начиная с 2007 года
существенно изменился порядок проведения мероприятий налогового контроля,
особенно это коснулось рассмотрения и принятия решения по результатам
камеральных налоговых проверок, а именно: теперь, прежде чем вынести решение по
камеральной проверке, необходимо составить акт, который будет рассматриваться в
том же порядке, что и акт выездной проверки, и решение по нему может быть
вынесено не ранее одного месяца с момента
окончания камеральной проверки.
Принятое решение вступает в силу по
истечении десяти рабочих дней со дня вручения его налогоплательщику, но в
случае подачи налогоплательщиком апелляционной жалобы указанное решение вступит
в силу после его утверждения вышестоящим налоговым органом.
Вместе с тем необходимо отметить, что,
как правило, вручение решений по результатам налоговых проверок организаций,
обладающих признаками "фирм-однодневок", не представляется возможным
по причинам невозможности установления места нахождения
должностных лиц данных организаций, а также отсутствия этих организаций
по адресам, указанным в учредительных документах.
Таким образом, в
настоящее время отсутствуют правовые основания, позволяющие налоговым органам
осуществлять эффективное противодействие незаконному обналичиванию
денежных средств и (или) выводу капитала за рубеж, в частности приостанавливать
операции по счетам налогоплательщиков, обладающих признаками
"фирм-однодневок", при этом своевременно представляющих в налоговые
органы налоговые декларации (как правило "нулевые") и не имеющих
задолженность по налогам и сборам.
Одновременно необходимо отметить, что в
последнее время незаконное обналичивание денежных средств происходит, как правило, с использованием банковских
счетов физических лиц.
При этом у налоговых органов отсутствует
возможность эффективного администрирования налогоплательщиков - физических лиц,
не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Данная
ситуация связана с тем, что законодательством Российской Федерации налоговым
органам не предоставлено право получения информации о движении денежных средств
по банковским счетам физических лиц и приостановления операций по ним.
Дополнительно сообщаем о замене
кандидатуры члена Рабочей группы А.Э. Сердюкова на
кандидатуру Руководителя Федеральной налоговой службы М.П. Мокрецова.
Заместитель Руководителя,
действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Т.В.ШЕВЦОВА