МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 января 2008 г. N 08-04-14/131
В настоящее время в
Министерство финансов Российской Федерации поступают исковые заявления граждан-пенсионеров,
содержащие требования к Государственным учреждениям - Управлениям Пенсионного
фонда Российской Федерации в субъектах Российской Федерации о перерасчете
страховой части трудовой пенсии в соответствии с начисленными суммами страховых
взносов, но не перечисленными (в неполном объеме перечисленными) страхователями
в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В связи с
постоянным увеличением количества указанных исков и привлечением к участию в
делах Министерства финансов Российской Федерации Правовой департамент
Министерства финансов Российской Федерации на основании пунктов 3.4, 3.6
Приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25.08.2006 N 114н/9н
"О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных
органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов
Правительства Российской Федерации в
случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской
Федерации" сообщает, что Управлениям Федерального казначейства по
субъектам Российской Федерации при подготовке позиции Министерства финансов
Российской Федерации по указанным исковым требованиям необходимо учитывать
следующее:
1) Реализация
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи
13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и
абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный
пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и
Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В.
Шестаковой" (далее - Постановление Конституционного Суда Российской
Федерации от 10.07.2007 N 9-П) в части возмещения из федерального бюджета
ассигнований, эквивалентных сумме увеличения трудовых пенсий, пересчитанных с
учетом периодов работы, в течение которых страхователем не уплачены либо не в
полном объеме уплачены страховые взносы, возможна после внесения
соответствующих изменений в пенсионное законодательство.
Именно законодательное урегулирование
данного вопроса будет являться правовым основанием для установления и
перечисления бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету Пенсионного
фонда Российской Федерации.
2) В соответствии
со статьей 17 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" средства федерального
бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по
государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с
Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до
достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по
призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства
федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18
указанного Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей
бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Перечисление указанных средств Минфином
России осуществляется непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации. Распределение денежных средств по индивидуальным лицевым счетам
застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации.
3) Статьей 15 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" предусмотрено право застрахованного лица своевременно и
полностью получать обязательное страховое обеспечение за счет средств бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, в
случае, если решение суда обязывает Государственное учреждение - Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации в субъекте Российской Федерации
засчитывать застрахованному лицу в страховой стаж соответствующий период
работы, в течение которого работодателем не уплачивались страховые взносы
(уплачивались не в полном объеме) на обязательное пенсионное страхование,
территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересчитывает
размер трудовой пенсии за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, за счет которого в
соответствии с пенсионным законодательством осуществляется финансирование
страховой части трудовой пенсии.
4) Контроль за
уплатой страховых взносов, как указано в статье 25 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации", возлагается на налоговый орган, а взыскание недоимки по
страховым взносам и пени осуществляется территориальными органами Пенсионного
фонда Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации
обязан принимать меры принуждающего характера к виновным в несвоевременном
поступлении сумм в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, перечисление денежных
средств из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
возможно только в случае неполучения денежных средств от работодателя в
принудительном порядке.
5) В Постановлении
Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П речь идет об
ответственности государства по перечислению Пенсионному фонду Российской
Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается
трудовая пенсия (производится ее перерасчет), следовательно, из резолютивной
части судебного решения, вынесенного по заявленным требованиям к Министерству
финансов Российской Федерации о перечислении за счет ассигнований федерального
бюджета Пенсионному фонду Российской
Федерации суммы страховых взносов в пользу конкретного застрахованного лица,
которому назначается (пересчитывается) трудовая пенсия, должно следовать, что
взыскание денежных средств в пользу Пенсионного фонда
Российской Федерации производится с Российской Федерации в лице Министерства
финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В связи с этим
обращаем внимание, что в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" указано,
что исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно
разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы,
вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В судебном решении должно быть четко
сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в
чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы
решение не вызывало затруднений при исполнении.
6) В случае
обращения граждан в судебные органы с исковыми заявлениями в связи с нарушением
их законных прав и вынесения решений судами общей юрисдикции об обязании Министерства финансов Российской Федерации за счет
ассигнований федерального бюджета перечислить Пенсионному фонду Российской
Федерации суммы страховых взносов в пользу конкретного застрахованного лица,
которому назначается (пересчитывается) трудовая пенсия, необходимо принять все
предусмотренные законом меры к
обжалованию и к изменению резолютивной части судебного акта, руководствуясь
статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в
соответствии с которой решения суда, связанные с передачей имущества или
денежных сумм, не могут быть вынесены в форме обязания
ответчика совершить определенные действия.
7) В связи с тем,
что в ряде судебных заседаний представители региональных органов Пенсионного
фонда Российской Федерации указывают на отсутствие денежных средств в Пенсионном
фонде Российской Федерации на возмещение сумм страховых взносов, не поступивших
от работодателей, и поддерживают вынесение судами решений об обязании Министерства финансов Российской Федерации за счет
ассигнований федерального бюджета перечислить Пенсионному фонду Российской
Федерации суммы страховых взносов в пользу
конкретного застрахованного лица, которому назначается (пересчитывается)
трудовая пенсия, обращаем внимание, что согласно части 3 статьи 196
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение
только по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований
(разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в
большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо
предусмотренных федеральными законами.
И.о. директора
Правового департамента
С.И.МИРОНЧЕНКО