МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 8 февраля 2008 г. N ШТ-15-2/124
ПО ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФНС РОССИИ ФУНКЦИЙ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР
Федеральная налоговая служба, во
исполнение п. 3 раздела VIII Протокола заседания Правительственной комиссии по
проведению административной реформы от 25 декабря 2007 г. N 72, сообщает
следующее.
Частью 3 статьи 3 Федерального
закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании
деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный
закон N 244-ФЗ) установлено, что проверка технического состояния игрового
оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона N
244-ФЗ установлено, что государственное регулирование деятельности по
организации и проведению азартных игр в соответствии с названным Федеральным
законом осуществляется, в том числе, иными федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации в пределах их компетенции.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 3
Федерального закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по
организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления,
запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по
организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о
государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных
игр.
Таким образом,
предложения по разграничению функций в области государственного регулирования
деятельности по организации и проведению азартных игр при проверке технического
состояния игрового оборудования и контроле за соблюдением организаторами
азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, ранее
представленные ФНС России в Минфин России (от 30.05.07 N ШС-5-14/682), являются
обоснованными и соответствуют положениям Федерального закона N 244-ФЗ.
Позиция Федеральной налоговой службы по
изложенному вопросу была поддержана в письме Администрации Президента
Российской Федерации от 17.05.2007 N А4-797ОП в адрес Правительства России. При
этом отмечено, что на основании статьи 13 Федерального закона "Об
обеспечении единства измерений" на Ростехрегулирование
возложена функция по государственному метрологическому контролю и надзору за
игровым оборудованием, а также о том, что у ФНС России отсутствуют
материально-технические возможности по проведению таких проверок.
В письме от 05.06.2007 N АР-3143/14 Минпромэнерго России (далее - письмо Минпромэнерго
России) в адрес Министерства финансов России выражено согласие с предложением
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии о
целесообразности разграничения ответственности между Ростехрегулированием
и Федеральной налоговой службой при реализации ими функций по проверке
технического состояния игрового оборудования.
В письме от
06.06.2007 N 8147-АШ/Д05 Минэкономразвития России (далее - письмо
Минэкономразвития России) в адрес Министерства финансов России выражено мнение
о том, что функция по проверке технического состояния игрового оборудования
является несвойственной для ФНС России, а также о том, что следует внести
изменения в Федеральный закон N 244-ФЗ в части наделения Ростехрегулирования
полномочиями по проверке технического состояния игрового оборудования, сохранив за ФНС России полномочия по контролю за
соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным
заведениям.
В соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N З-П13-2423
Минфином России было рассмотрено обращение Руководителя Администрации
Президента Российской Федерации С.С. Собянина по
вопросу о разграничении полномочий по проверке технического состояния игрового
оборудования между ФНС России и Ростехрегулированием
и в письме от 06.06.2007 N 01-02-01/05-990 в адрес Аппарата Правительства
Российской Федерации выражено мнение о
невозможности подобного разграничения функций. В дополнение к указанному письму
Минфином России письмом от 28.06.2007 N 01-02-01/05-1167 (далее - письма
Минфина России) в Правительство Российской Федерации были направлены
вышеуказанные письма Минпромэнерго России и
Минэкономразвития России, при этом подтверждена позиция о нецелесообразности
дополнительного разграничения полномочий между федеральными органами
исполнительной власти по проверке технического состояния игрового оборудования.
Кроме того, отмечено, что для проверки наличия документов, подтверждающих
соответствие игрового оборудования техническим требованиям, и осуществления
визуального контроля значения технически заложенного среднего процента выигрыша
не требуется специальных материально-технических возможностей и знаний.
Согласно части 4 и части 5 статьи 8
Федерального закона N 244-ФЗ используемое в игорном заведении игорное оборудование
должно соответствовать требованиям:
законодательства Российской Федерации о
техническом регулировании;
технических регламентов, стандартов, а
также иным обязательным требованиям и находиться в собственности организатора
азартных игр.
В помещении игорного заведения постоянно
должны находиться документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования
указанным требованиям. Технически заложенный средний процент выигрыша каждого
игрового автомата не может составлять менее чем девяносто процентов.
В письме Минпромэнерго
России указано, что на основании действующих положений нормативных правовых
актов Российской Федерации Ростехрегулирование
осуществляет контроль за соответствием игровых
автоматов утвержденному типу, а также проводит сертификацию игровых автоматов с
денежным выигрышем. В рамках осуществления своих функций Ростехрегулированием
аккредитованы 87 центров испытаний игровых автоматов. В результате действия
системы государственного метрологического контроля, являющегося одним из видов
технического контроля, за период с 2000 года по июнь 2007 года утверждено 3180
типов игровых автоматов с денежным выигрышем.
В вышеназванных письмах Минфина России, в
частности, на том основании, что Федеральным законом N 244-ФЗ игровое
оборудование как средство измерения не определено, делается вывод, что
государственному метрологическому контролю и надзору оно не подлежит. При этом
в целях устранения разночтения норм законодательства
Российской Федерации Минфином России вносится предложение об исключении
из абзаца 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4871-1
"Об обеспечении единства измерений" слова "игровых".
В соответствии с п.
п. 6 - 9 раздела III Правил представления организатором азартных игр сведений,
необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований
законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и
проведению азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 августа 2007 г. N 540 (далее - Правила), организатор азартных
игр, имеющий лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию
тотализаторов, обязан представлять в территориальный орган Федеральной налоговой
службы, в котором зарегистрированы используемые им для осуществления
деятельности в сфере игорного бизнеса игровые автоматы, декларации о
соответствии игрового оборудования требованиям, предъявляемым к игровому
автомату (далее - Декларация). Согласно приложению 2 к вышеназванным
Правилам организатор азартных игр заполняет Декларацию на основании
функциональных возможностей игрового оборудования, заявленных изготовителем,
результатов экспертизы игровых программ с целью установления отсутствия в них недекларированных возможностей, подтвержденных
сертификатом.
Таким образом, речь
идет о требовании по сертификации составной части игровых автоматов (по данным
отчетности на 01.09.2007 в налоговых органах было зарегистрировано 285083
единицы игровых автоматов), а также о том, что акты метрологического контроля
за игровыми автоматами с денежным выигрышем (письмо Минфина России от
29.10.2007 N 05-03-03/167) не являются документами, подтверждающими результаты
экспертизы игровых программ с целью установления отсутствия в них недекларированных возможностей. При
этом в названном письме Минфина России содержится ссылка на письмо Федерального
агентства по промышленности (Роспром) от 10.09.2007 N
06-1653, которое проинформировало Минфин России о перечне из трех организаций,
осуществляющих сертификацию программного обеспечения с целью установления
отсутствия в нем недекларированных возможностей.
Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии письмом от 23.11.2007 N ВК-101-26/5783
проинформировало ФНС России, что документы (сертификаты) организаций,
упомянутых в письме Роспрома, являются необязательными,
а сама сертификация добровольной. При этом в соответствии со статьей 19
Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании" принуждение организаторов азартных игр к осуществлению
добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе
сертификации, является недопустимым.
Основной задачей
ФНС России в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N
506 (далее - Положение), является исполнение функций по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов
в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,
за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и
табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах
компетенции налоговых органов.
Учитывая изложенное,
Федеральная налоговая служба считает необходимым рассмотреть предложения по
разграничению функций в области государственного регулирования деятельности по
организации и проведению азартных игр при проверке технического состояния
игрового оборудования и контроле за соблюдением организаторами азартных игр
требований, предъявляемых к игорным заведениям, с учетом характера основных
задач, возложенных на ФНС России.
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10.07.2007 N 441 утверждены Правила совершения операций с
денежными средствами при организации и проведении азартных игр.
Согласно названным
Правилам организатор азартных игр при совершении операций с денежными
средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен
обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации,
определенного Центральным банком Российской Федерации; осуществлять выдачу
обменных знаков игорного заведения в кассе игорного заведения в обмен на
денежные средства; выдачу выигрыша в
виде денежных средств производить в кассе игорного
заведения в обмен на предъявляемые обменные знаки игорного заведения;
исполнение требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и др.
В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения
ФНС России осуществляет функцию контроля и надзора за полнотой учета выручки
денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, представляется
целесообразным решить вопрос о закреплении в нормативных правовых актах
Российской Федерации определения приоритетности исполнения
контрольных функций налоговых органов в сфере осуществления деятельности
по организации и проведению азартных игр, регламентировав порядок проведения
проверки в следующей последовательности:
1) обследование игорных заведений по
вопросу соответствия количества фактически используемых объектов
налогообложения налогом на игорный бизнес количеству объектов,
зарегистрированных в налоговом органе по месту осуществления деятельности;
2) проверка организатора азартных игр,
осуществляющего деятельность в соответствующем игорном заведении, по вопросам
соблюдения Правил совершения операций с денежными средствами;
3) проверка соблюдения требований,
предъявляемых к игорным заведениям, установленных частями 1 и 2 статьи 16
Федерального закона N 244-ФЗ.
При этом предлагаем
рассмотреть на заседании Правительства Российской Федерации вопрос о внесении
изменений и дополнений в часть 3 статьи 3 Федерального закона N 244-ФЗ о
возложении функции проверки технического состояния игрового оборудования на
иной орган исполнительной власти Российской Федерации, исключив из текста
действующей редакции названного Закона положение о проверке технического
состояния игрового оборудования уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Заместитель Руководителя,
действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Т.В.ШЕВЦОВА