МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 февраля 1996 г. N 12-07-37
Министерством финансов Российской
Федерации в 1995 году была организована проверка целевого использования средств,
выделенных из федерального бюджета на предоставление льгот реабилитированным
жертвам политических репрессий в 18 республиках, краях и областях Российской
Федерации: Башкортостан, Коми, Калмыкии - Хальмг
Тангч, Кабардино-Балкарской республиках, Владимирской,
Воронежской, Самарской, Ростовской, Курганской, Пермской, Свердловской,
Челябинской, Кемеровской, Томской областях, Ставропольском, Алтайском,
Красноярском и Хабаровском краях.
Материалы проверок свидетельствуют о том,
что расходы на льготы указанной категории граждан производились в основном за
счет средств федерального бюджета. Однако в ряде территорий, таких как:
Красноярский и Алтайский края, Республика Коми и Свердловская область льготы
предоставлялись не только за счет средств федерального, но и за счет местного
бюджета, средств предприятий транспорта,
жилищно-коммунального хозяйства и др.
Льгота по
бесплатному проезду всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме
такси), а также автомобильным и водным транспортом в пределах административного
района проживания в Самарской, Свердловской и Кемеровской областях
предоставлялась по решению администрации всем пенсионерам за счет средств
местного бюджета, а в Республике Башкортостан на бесплатный проезд имеют право
все жители республики.
В 1994 году проведена бесплатная
установка телефона 2,9 тыс. реабилитированных граждан, в первом полугодии 1995
года - 1,6 тыс. человек. Стоимость установки телефона колеблется от 37 тыс.
рублей (в Самарской области) до 1 млн. рублей (в Челябинской области).
Некоторые территории представляли к
возмещению из федерального бюджета расходы на льготы, не предусмотренные
действующим законодательством, а также льготы, которые должны предоставляться
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Так,
Финансовым управлением Владимирской области включено к возмещению из
федерального бюджета 13,4 млн. рублей на оплату путевок по санаторно-курортному
лечению, 2,3 млн. рублей на зубопротезирование и обеспечение
протезно-ортопедическими изделиями и 24,8 млн. рублей на приобретение 3
легковых автомобилей для реабилитированных граждан, являющихся инвалидами, в то
время как все эти расходы должны производиться за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации.
В материалах проверки Министерства
финансов Кабардино-Балкарии отмечается, что подлежат восстановлению из
федерального бюджета 35,8 млн. рублей, выделенных из местного бюджета на
предоставление льготы по оплате стоимости коллективной антенны и радиоточки.
Такая льгота может предоставляться не за счет средств федерального бюджета, а
только по решению администрации за счет средств местного бюджета.
Проверками также
установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от
политических репрессий, в соответствии с п. п. 2 и 3 Положения о порядке предоставления
льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических
репрессий, пользуются правом на льготное обеспечение лекарственными средствами
по рецептам врачей в порядке, установленном Министерством здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации. В связи с этим не подлежат возмещению из федерального бюджета расходы
на указанные льготы, предусмотренные в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения".
Однако ряд территорий представил к
возмещению расходы на льготное приобретение лекарств: Кабардино-Балкарская
Республика - 2,7 млрд. рублей, Хабаровский край - 250,7 млн. рублей,
Владимирская область - 14,9 млн. рублей.
В Хабаровском и Алтайском краях,
Кемеровской, Свердловской, Курганской, Воронежской, Владимирской, Самарской и
других областях местными органами исполнительной власти принимались решения о
дополнительной социальной защите жителей области, пострадавших от политических
репрессий. Вместе с тем в ряде случаев данные расходы заявлялись
к возмещению из федерального бюджета.
Следует отметить, что с 1 июля 1995 года
изменен порядок финансирования расходов по защите прав жертв политических
репрессий. В соответствии с указаниями Министерства финансов
Российской Федерации от 11 мая 1995 г. N 3-Е1-5 "О порядке исполнения
федерального бюджета по финансированию отдельных видов расходов и целевых
программ, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации органами
Федерального казначейства" и во исполнение письма Министерства финансов
Российской Федерации от 2 июня 1995 г. N 3-В1-09 Главное управление
Федерального казначейства производит перечисление средств территориальным
органам казначейства для выплат льгот и компенсаций на основании ежемесячных
сведений, представляемых соответствующими комиссиями и местными органами
социальной защиты населения о предстоящих расходах, для последующего их
финансирования органами Федерального казначейства.
В целях улучшения
работы по исполнению Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв
политических репрессий" органам Федерального казначейства по республикам,
краям и областям, министерствам финансов республик в составе Российской
Федерации, финансовым управлениям (Главным управлениям, комитетам,
департаментам, отделам) администраций краев и областей, автономных образований,
Департаменту финансов правительства Москвы и Комитету экономики и финансов
мэрии Санкт-Петербурга необходимо:
1. Принимать активное участие в работе
комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.
2. Обеспечить своевременное финансирование
мероприятий, связанных с предоставлением льгот жертвам политических репрессий,
в строгом соответствии с действующим законодательством.
3. Осуществлять действенный контроль за работой местных финорганов
и органов Федерального казначейства по выплатам льгот жертвам политических
репрессий.
4. Органам Федерального
казначейства ежемесячно представлять заявки и отчетные данные в соответствии с
указаниями Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 1995 г. N
3-Е1-5 "О порядке исполнения федерального бюджета по финансированию
отдельных видов расходов и целевых программ, осуществляемых на территориях
субъектов Российской Федерации органами Федерального казначейства" и
письмом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июня 1995 г. N 3-В1-09.
Финансовым органам субъектов Российской Федерации, не имеющим территориальных
управлений Федерального казначейства, ежеквартально представлять отчетные
данные в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от
11 июня 1992 г. N 39 "О возмещении расходов местным бюджетам".
5. Не допускать фактов невыполнения
задания Министерства финансов Российской Федерации по представлению
требуемых материалов проверок расходов по защите прав жертв политических
репрессий.
При этом отмечается недисциплинированность
Комитета экономики и финансов мэрии Санкт-Петербурга и Департамента финансов
администрации Нижегородской области, не представивших необходимые материалы в
Министерство финансов РФ.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
И.П.МОЛЧАНОВ