ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 25 июля 2008 г. N 3-3-05/212
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Федеральная налоговая служба просит дать
разъяснения действующего законодательства по вопросу о налогообложении
земельных участков, ограниченных в обороте.
Подпунктом 2 пункта
2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)
установлено, что не признаются объектом налогообложения земельные участки,
ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,
которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской
Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия,
историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Указанные земельные участки могут
находиться как в государственной, так и в муниципальной собственности (пункт 5
статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.11.92 N
1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации",
к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации
относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные
комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и
учреждения культуры, а также другие
объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные
ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории,
археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
Согласно статье 15 Федерального закона от
25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) в
Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее -
Реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
На основании статьи 24 Закона N 73-ФЗ в
отношении объекта культурного наследия федерального значения, включенного в
Реестр, Правительством Российской Федерации может быть принято решение о
признании его особо ценным объектом культурного наследия народов Российской
Федерации. На объект культурного наследия, включенный в Реестр, собственнику
данного объекта органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт
объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения,
составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия (статья 21
Закона N 73-ФЗ).
Указом Президента Российской Федерации от
30.11.92 N 1487 установлено, что присвоение конкретному объекту статуса особо
ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает
отнесение его к высшей категории охраны и учета и включение его в
Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской
Федерации.
Согласно статье 3 Закона N 73-ФЗ
объектами археологического наследия являются частично или полностью скрытые в
земле или под водой следы существования человека, включая все движимые
предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников
информации о которых являются археологические раскопки или находки.
Культурные слои отнесены Законом N 73-ФЗ
к достопримечательным местам. Вместе с тем культурный слой представляет
культурную ценность в связи с тем, что в границах его территории могут
располагаться объекты археологического наследия.
При этом достопримечательное место
представляет территорию, которая может включать группы локализованных или
единичных объектов, имеющих историко-культурную ценность.
На территории Костромской области
памятник истории и культуры "Участок культурного слоя второго Костромского
кремля (Старый город 1416 года и Новый город 1619 года)" поставлен на
государственную охрану Постановлением главы администрации Костромской области
от 28.10.99 N 470 в качестве памятника истории и культуры местного значения
(памятника археологии).
Согласно Постановлению Администрации
города Кострома от 04.09.97 N 2833 и Свидетельству на право бессрочного
(постоянного) пользования землей N А-923 земельный участок по ул. Островского,
5, площадью 1839,7 кв. м предоставлен Костромскому областному театру кукол для
эксплуатации здания.
В соответствии с
письмом Департамента культурного наследия, культуры и туризма Костромской
области от 10.08.2007 N 1963 земельный участок по адресу: г. Кострома, ул.
Островского, 5, расположен в границах объекта археологического наследия 15 - 18
вв. "Участок культурного слоя второго Костромского кремля (Старый город
1416 года и Новый город 1619 года)", принятого на государственную охрану
Постановлением главы администрации Костромской области от 28.10.99 N 470.
В соответствии с государственным
контрактом от 02.07.2007 N 6А-б/07, заключенным между Департаментом культурного
наследия, культуры и туризма Костромской области и ООО
"НТК-групп" на выполнение работ по подготовке учетной документации по
памятникам археологии г. Костромы, осуществляется разработка паспорта и учетной
карточки на вышеуказанный объект археологического наследия. Срок окончания
работ по контракту - 31 августа 2008 года, после чего будет проведена
экспертиза в институте археологии РАН и утвержден паспорт объекта
археологического наследия.
Министерство культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации письмом от 26.12.2007 N 8058-01-49/07-ПП
указало на то, что основанием для подтверждения отнесения того или иного
объекта к объектам археологического наследия является решение уполномоченного
органа государственной власти и данные государственного учета объектов,
представляющих историко-культурную ценность. Учитывая, что
земельный участок, на котором расположено здание ГУК Костромской театр кукол,
находится в границах объекта культурного наследия, признанного таковым
распоряжением главы администрации области, вся документация, подтверждающая
отнесение данного объекта культурного наследия к объекту археологического
наследия, должна находиться у органа исполнительной власти области,
уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и
государственной охраны объектов культурного наследия.
Учитывая
изложенное, ФНС России просит разъяснить, является ли правомерным отнесение
земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного)
пользования учреждению культуры Костромскому областному театру кукол, с целью
использования данного земельного участка - для эксплуатации здания, к категории
земельных участков, ограниченных в обороте, в связи с этим не признаваемых
объектом налогообложения по земельному налогу в соответствии с подпунктом 2
пункта 2 статьи 389 Кодекса.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Т.В.ШЕВЦОВА