МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23 октября 2009 г. N КЕ-20-1/1599
О ПОРЯДКЕ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ В СБОРЕ НАЛОГОВ
Федеральная налоговая служба, рассмотрев
письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.09.2009 N 03-08-13
относительно разработки порядка оказания российскими налоговыми органами помощи
в сборе налогов налоговым органам из соответствующих иностранных государств,
сообщает следующее.
1. Общий порядок оказания помощи в сборе
налогов прописан в Конвенции Совета Европы/ОЭСР о взаимной административной
помощи в налоговой области и в положениях статьи 27 "О содействии в сборе
налогов" Модельной налоговой конвенции ОЭСР. Положения указанной Конвенции
распространяются на все виды налогов, в том числе на НДС, налог на прибыль,
налог на наследство, взносы в систему социального страхования, подоходный
налог, имущество и местные налоги. Конвенция позволяет оказывать содействие в
сборе налогов и обеспечивать принятие сбалансированных решений по вопросам,
связанным с особенностями национального законодательства.
В развитие указанных документов и в целях
повышения эффективности содействия в сборе налогов указанная статья включена в
ряд соглашений об избежании двойного налогообложения,
заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами. В этой
связи ФНС России считает, что для обеспечения взятых обязательств по оказанию
содействия в сборе налогов необходимо для начала привести статью "Помощь в
сборе налогов" соглашений в соответствие с положениями статьи 27 Модельной
конвенции ОЭСР и положениями Конвенции Совета Европы/ОЭСР о взаимной
административной помощи в налоговой области.
2. Механизм взыскания налоговой
задолженности в Российской Федерации установлен статьями 46, 47 и 48 Налогового
кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ
"Об исполнительном производстве".
Таким образом, в настоящий момент
существует как механизм взыскания налоговой задолженности в Российской
Федерации (ст. 46 - 48 НК РФ), так и порядок оказания содействия в сборе
налогов (статья 27 соглашений).
При этом
эффективное взаимодействие между компетентными администрациями в этой области
может быть достигнуто путем заключения соглашения между ними на основе типового
Межгосударственного соглашения о содействии в сборе налогов (далее -
Соглашение), которое позволит урегулировать техническую сторону вопроса в
указанной области подобно типовому Соглашению между Правительством Российской
Федерации и правительством иностранного государства о сотрудничестве и обмене
информацией по вопросам соблюдения налогового законодательства (одобренного Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.1998 N 387 "О заключении межправительственных соглашений о
сотрудничестве и обмене информацией по вопросам соблюдения налогового
законодательства"), регулирующему вопросы обмена
информацией.
В связи с
проведенной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" административной реформой инициативное право по разработке и
заключению подобных соглашений перешло к Минфину России.
По мнению ФНС
России, в указанном Соглашении целесообразно прописать проблемные моменты, в
том числе определить перечень налогов и иных обязательных платежей и налоговых
санкций, в сборе которых оказывается помощь, ограничения оказания этой помощи,
порядок направления запроса об оказании содействия, перечень документов,
прилагаемых к нему; размеры содействия в сборе налогов, срок исковой давности,
порядок исполнения исполнительных документов.
Вместе с тем необходимо определить
компетентный орган по исполнению запросов иностранного государства по оказанию
помощи в сборе налогов и направлению соответствующих запросов Российской
Федерации. Это может быть как Минфин России (в соответствии с
практикой иностранных государств) или ФНС России, так и Федеральная служба
судебных приставов, также имеющая правовые инструменты взыскания задолженности,
как за счет денежных средств должника, так и за счет его имущества (при этом
требованию иностранного государства об уплате налога придается статус
исполнительного документа).
Кроме того, следует отметить, что любой
порядок по содействию в сборе налогов не сможет дать желаемого результата без
решения вопроса обязательного (автоматического) исполнения судебных актов
арбитражных судов Российской Федерации на территории иностранных государств, и
наоборот, судебных актов третейских судов на территории Российской Федерации.
Поскольку дальнейшие меры по принудительному взысканию налоговых обязательств
на основании судебных решений возлагаются на судебных приставов-исполнителей,
действующих на основании законодательства Российской Федерации об
исполнительном производстве, ФНС России считает целесообразным урегулировать
указанный вопрос с Минюстом России.
Заместитель Руководителя
государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Е.В.КОЗЛОВА