ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 октября 1997 г. N 04-07-03
Департамент
налоговой политики для выработки согласованной позиции по вопросу определения
порядка включения в объем реализации доходов, получаемых коммерческими банками
и другими кредитными организациями при совершении сделок купли - продажи
иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг, в целях установления
для указанных плательщиков порядка исчисления налоговой базы по налогу на
пользователей автомобильных дорог сообщает следующее.
Федеральный закон Российской Федерации от
21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", устанавливающий единые
правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в
Российской Федерации, распространяется на все организации, находящиеся на
территории Российской Федерации.
Нормативные акты и методические указания
по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами
предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить
нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской
Федерации.
В соответствии с
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. N 50
"Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет имущества и
обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте"
(по заключению Минюста России от 21.06.95 N 07-01-390-95 в государственной
регистрации не нуждается) под "курсовой разницей" понимается разница
между рублевой оценкой соответствующего имущества или обязательств, стоимость
которых выражена в
иностранной валюте, исчисленной по курсу, котируемому Центральным банком
Российской Федерации, на дату расчета или дату составления бухгалтерской
отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих имущества и
обязательств, исчисленной по курсу, котируемому Центральным банком Российской
Федерации на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или
дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.
Исходя из этого, Департамент налоговой
политики не может согласиться с Центральным банком Российской Федерации,
установившим, что положительная разница между ценой приобретения и ценой
принятия на баланс валюты и других валютных ценностей отнесена к курсовым разницам.
По нашему мнению, "реализованная
курсовая разница" должна рассматриваться как полученная налогоплательщиком
материальная выгода в результате совершения сделки с валютными ценностями по
цене, отличной от цены, исчисленной по курсу, котируемому Центральным банком
Российской Федерации при принятии их к бухгалтерскому учету.
Исходя из
изложенного, считаем целесообразным доход, получаемый коммерческими банками и
другими кредитными организациями при совершении сделок покупки - продажи
различных финансовых активов (иностранной валюты, драгоценных металлов, ценных
бумаг, выраженных в иностранной валюте и т.д.), независимо от вида сделок
(кассовая или срочная сделка), принимать к учету при налогообложении по первому
разделу (пункт 10) Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы
для исчисления налога на прибыль
банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 490, и рассматривать в
виде выручки, полученной в результате совершения сделки с иностранной валютой.
Просим подтвердить согласие с указанной
позицией.
Начальник Департамента
налоговой политики
А.И.ИВАНЕЕВ