МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 1997 г. N 05-01-04
МАТЕРИАЛЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЦЕННЫХ БУМАГАХ
В соответствии с запросом первого
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Ю.А. Чайка от 25.09.97
N 7/3-1-922-97 о предоставлении информации по исполнению законодательства о
ценных бумагах и предложений по решению проблемных вопросов в данной сфере
Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.
В соответствии с
определенной российским законодательством компетенцией Министерство финансов
Российской Федерации осуществляет от имени Правительства Российской Федерации
эмиссию государственных ценных бумаг, обслуживание государственного внутреннего
долга, участвует в разработке проектов законодательных и нормативных актов,
регулирующих эмиссию и обращение государственных ценных бумаг, ценных бумаг
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления.
В настоящее время действуют следующие
законодательные акты, в той или иной мере затрагивающие вопросы регулирования
рынка ценных бумаг: Гражданский кодекс Российской Федерации,
Закон Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской
Федерации" от 13 ноября 1992 г. N 3877-1, Закон РСФСР "Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г.
N 1735-1, Закон Российской Федерации "Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и
исполнительных органов государственной власти республик в составе
Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного
самоуправления" от 15 апреля 1993 г. N 4807-1, Федеральный закон
Российской Федерации "О государственных внешних заимствованиях Российской
Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией
иностранным государствам, их юридическим лицам и международным
организациям" от 26 декабря 1994 г. N 76-ФЗ, Федеральный закон "О
рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, Федеральный закон
"О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996
г. N 115-ФЗ.
Выпуск, обращение и погашение долговых
обязательств регулируется гражданским законодательством. В соответствии со
статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской
Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,
на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и
юридическими лицами. Это позволяет в судебном порядке предъявлять иск к
субъекту Российской Федерации, не выполняющему свои обязательства.
1. В целях создания
правовой базы для участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования в гражданско-правовых отношениях, возникающих при
осуществлении эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг,
Министерством финансов Российской Федерации был подготовлен и направлен на
рассмотрение в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона
"Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных
ценных бумаг.
Проект федерального закона определяет
понятия федеральных государственных ценных бумаг, государственных ценных бумаг
субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг, требования к
эмиссии указанных ценных бумаг, порядок возникновения обязательств Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования по
государственным и муниципальным ценным бумагам и особенности исполнения этих
обязательств.
Данный законопроект, принятый 15 сентября
1997 года в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации,
регулирует вопросы эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг,
условия их размещения и обращения и, что особенно важно, создает условия для
упорядочения процедуры эмиссии ценных бумаг органов власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В
частности, законопроектом установлено, что субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования вправе выпускать только эмиссионные ценные бумаги.
Таким образом, запрещается выпуск субъектами Российской Федерации и
муниципальными образованиями "суррогатов" ценных бумаг, а также
"суррогатов" платежных и расчетных средств (таких, как вексель). Кроме того, законопроект предусматривает ограничения на объем
заимствований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что
положительно скажется на структуре их долга и стоимости его обслуживания,
устанавливает возможные направления средств, привлекаемых посредством выпуска
указанных ценных бумаг, а также определяет предельный объем средств,
направляемых на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня на
текущий финансовый год, возможный предельный объем расходов на обслуживание
долга субъекта Российской Федерации или муниципального образования с
учетом задолженности прошлых лет. Указанный законопроект предусматривает
создание системы контроля за выполнением субъектами
Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных ограничений.
Правительством Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской
Федерации в течение 1992 - 1997 гг. также были приняты отдельные нормативные
документы, регулирующие эмиссию государственных ценных бумаг.
2. Сообщаем также, что
в соответствии с п. 1.10 Межведомственного плана первоочередных мероприятий по
пополнению доходной части федерального бюджета Министерство финансов Российской
Федерации письмом от 27.03.97 N 05-01-06 затребовало информацию о фактах
выпуска исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации ценных
бумаг (облигаций) в иностранной валюте, а также о фактах предоставления
органами исполнительной власти гарантий (поручительств и т.п.) по
обязательствам в иностранной валюте.
После обобщения полученной от субъектов
Российской Федерации информации Минфин России письмом от 27.06.97 N 5-01-04
направил указанные сведения в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
3. В соответствии с запросом Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации
был рассмотрен вопрос о правомерности выпуска ценных бумаг в иностранной валюте
Советом Министров Республики Хакасия; результаты рассмотрения письмом
Министерства финансов Российской Федерации от 21.08.97 N 5-01-04 были
направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
4. Министерство финансов Российской
Федерации также постоянно принимает участие в рассмотрении и подготовке
заключений по законопроектам, связанным с вопросами рынка ценных бумаг,
разработчиками которых являются другие ведомства.
5. Министерство финансов Российской
Федерации считает необходимым установить со стороны Федеральной Службы Безопасности
контроль по следующим направлениям.
В 1996 году иностранные инвесторы
получили возможность вкладывать средства в государственные ценные бумаги
России, что позволяет Министерству финансов Российской Федерации получать
необходимые средства для финансирования дефицита бюджета и влиять на ситуацию
на рынке государственных ценных бумаг. Вместе с тем необходимо вести контроль за объемами участия иностранных инвесторов на рынке
государственных ценных бумаг, ценных бумаг субъектов Российской Федерации, а также
на рынке корпоративных ценных бумаг.
Принимая во внимание наличие фактов
мошенничества, необходимо усилить контроль как по крупным сделкам на фондовом и
финансовом рынках, так и за действиями крупных
операторов на рынке ценных бумаг (резидентов и нерезидентов).
В целях установления фактов возможности
"отмывания денег", по нашему мнению, в отдельных случаях следует
проводить дополнительную проверку юридического статуса инвесторов.
6. В настоящее время в
соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.01.96 N
33 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственных
долговых товарных обязательствах" и от 17.07.97 N 888 "О дополнительных
мерах по реализации Федерального закона "О государственных долговых
товарных обязательствах" производится погашение государственной
задолженности перед владельцами целевых чеков с правом приобретения легковых
автомобилей в 1991 - 1992 годах путем выдачи легковых автомобилей марки
"Москвич" или выплаты денежной компенсации.
Выдача легковых автомобилей производится
в соответствии с Порядком проверки права приобретения легковых автомобилей по
целевым чекам и реализации по ним автомашин, утвержденным Министерством
финансов Российской Федерации 22 августа текущего года.
Учитывая
возможность представления фиктивных документов на получение автомобилей (дата
выдачи чека не всегда соответствует сроку получения автомашины), а также
поддельных доверенностей, Минфин России направил письмо от 14.08.97 N 5-4-03 в
Министерство внутренних дел Российской Федерации (Главное управление по
экономическим преступлениям) с просьбой взять под контроль работу торгующих
организаций, об оказании помощи территориальным финансовым органам по вопросам,
связанным с реализацией легковых
автомобилей, в том числе по проверке подлинности предъявляемых доверенностей.
В настоящее время Министерство финансов
Российской Федерации работает в тесном контакте с Главным управлением по
экономическим преступлениям по вопросам, связанным с реализацией легковых
автомобилей.
Кроме того, при выдаче автомобилей по
указанным целевым чекам осуществляется продление срока действия чеков
учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации по месту реализации
автомашин, которое производится путем запроса реквизитов чека по системе "Текос-СБ" из отделения сбербанка по месту выдачи чека,
т.е. повторно проверяется право получения автомашин в 1991 - 1992 годах.
Указанные выше мероприятия, проводимые
совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Сберегательным
банком Российской Федерации, позволяют усилить контроль за
реализацией легковых автомобилей по вышеназванным целевым чекам.
Заместитель Министра
О.В.ВЬЮГИН