МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 ноября 1997 г. N 12-02-02
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Министерство
финансов Российской Федерации, рассмотрев представление Счетной палаты
Российской Федерации по результатам проверки в Минобразовании
России, отдельных его учреждениях и организациях федерального подчинения
целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и
внебюджетных источников в 1996 году и первом полугодии 1997 года, учтет в своей
дальнейшей работе отдельные замечания в адрес Минфина России, а также
допущенные Минобразованием России нарушения в
использовании государственных
средств.
Однако нельзя согласиться с выводом
Счетной палаты об отсутствии нормативного акта, регулирующего взаимоотношения
между Минфином России и Минобразованием России,
поскольку финансирование учреждений образования данного министерства, а также
расходов на проведение научных исследований осуществляется Минфином России в
соответствии с законами о федеральном бюджете на соответствующий год.
Что касается задержек поступления средств
федерального бюджета непосредственно бюджетополучателям в отдельных регионах,
то отправка реестров Главным управлением федерального казначейства
осуществлялась в 1996 году и I полугодии 1997 года по мере поступления в
федеральный бюджет налоговых и других платежей.
Нельзя согласиться
с выводом Счетной палаты о том, что Минфин России, минуя Минобразование
России, выделил администрации Орловской области 110 млрд. рублей для проведения
эксперимента по долгосрочному инвестированию системы образования, поскольку
выделение средств было осуществлено по просьбе главы администрации Орловской
области Е.С. Строева (письмо в адрес Минфина России от 14.12.96 N 1-1192), а
также с ведома и согласия министра общего и
профессионального образования России Кинелева В.Г.
(обращение к министру финансов России А.Я. Лившицу от 11.12.96 N 01-34-46ин).
Кроме того, Минобразование
России (зам. министра Подуфалов Н.Д.) в июне 1997
года информировало Минфин России о частичном использовании выделенных средств и
находящихся в стадии решения отдельных вопросов вышеуказанного эксперимента.
Ассигнования на проведение научных
исследований в высшей школе выделялись в текущем году в ряде
случаев в срочном порядке в соответствии с официальными обращениями и
просьбами Минобразования России и ректоров вузов в пределах средств,
предусматриваемых Минобразованию России на развитие
науки в федеральном бюджете на 1997 год.
Счетная палата отмечает неурегулированность вопроса об источниках финансирования
расходов на денежное довольствие военнослужащих, прикомандированных к высшим
учебным заведениям, и полагает, что данные расходы должны производиться за счет
силовых министерств и ведомств.
В то же время Минфин России, рассматривая
неоднократно вопросы финансового обеспечения военных кафедр вузов, в марте 1996
года внес предложение в Правительство Российской Федерации о целесообразности
передачи функций по финансированию и выплате денежного довольствия офицерам,
прапорщикам и мичманам военных кафедр вузов министерств и ведомств России в
компетенцию Минобороны России. Однако данное предложение Правительством
Российской Федерации не было поддержано.
Что касается
перечисления Минобразованию России в I полугодии 1997
года 23,6 млрд. руб. для создания предприятий по производству комплексной
школьной мебели, то финансирование указанного мероприятия было осуществлено в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.94 N
688 "О мерах по обеспечению специализированной мебелью образовательных
учреждений", распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.96
N 990-р, поручением зам. председателя Правительства Российской Федерации О.Н. Сысуева от 19.04.97 N СО-П8-11956, а также по просьбе министра
общего и профессионального образования Российской Федерации Кинелева
В.Г. (N 01-50-57ин/32-03 от 10.04.97).
В представлении Счетной палаты отмечаются
факты незаконного расходования в I полугодии 1997 года 1978,3 млн. руб.,
предназначенных для финансирования учреждений образования, на содержание
центрального аппарата министерства.
В то же время
Минфином России в текущем году в Минобразовании
России была проведена проверка правильности расходования средств на содержание
центрального аппарата Минобразования России в 1996 году, о результатах которой
было доложено Правительству Российской Федерации, и внесено предложение
обратить внимание руководства Минобразования России на необходимость устранения
и недопущения впредь нарушений финансовой дисциплины, усиления контроля за
использованием средств федерального бюджета.
Учитывая, что учреждения образования
федерального подчинения Минобразования России за 10 месяцев текущего года
профинансированы на 76,7% от утвержденных в федеральном бюджете на 1997 год
ассигнований, по мнению Минфина России, было бы нецелесообразно вторично
ухудшать финансовое обеспечение образовательных учреждений на сумму
использованных не по целевому назначению средств.
Полагали бы целесообразным привлечь к
дисциплинарной и материальной ответственности работников Минобразования России,
допустивших выявленное Счетной палатой нецелевое использование бюджетных
средств.
Заместитель Министра
И.П.МОЛЧАНОВ