МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 ноября 1997 г. N 06-02-01/2
В соответствии с
поручением Президента Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N Пр-1682 и
поручениями Правительства Российской Федерации от 18 октября 1997 г. N
ВЧ-П11-33160 и от 25 октября 1997 г. N ЯУ-П7-34009 Министерство финансов
Российской Федерации рассмотрело вопрос оказания государственной поддержки
создания мощностей по производству 150 тыс. штук в год легковых автомобилей на
совместном предприятии "ГАЗ-ФИАТ".
Предложенные в
обращении губернатора Нижегородской области И.П. Склярова, председателя
Законодательного Собрания Нижегородской области А.А. Козерадского
и президента ОАО "ГАЗ" Н.А. Пугина меры государственной
поддержки создания указанных выше мощностей в виде различных налоговых и
таможенных льгот полностью противоречат действующему налоговому и таможенному
законодательству.
Что касается
предоставления беспроцентного налогового кредита по налогу на добавленную
стоимость, то статьей 21 проекта Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1998 год", представленном на рассмотрение в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрено, что налоговый
кредит или отсрочки (рассрочки) по уплате в федеральный бюджет налогов и других
обязательных платежей могут быть предоставлены налогоплательщику только в
случаях:
- задержки финансирования из федерального
бюджета или оплаты государственного заказа (без начисления процентов);
- угрозы банкротства в случае
единовременной выплаты налога или исполнения выставленных требований об уплате
налогов и соответствующих пеней;
- нанесения значительного материального
ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или другого
чрезвычайного и непреодолимого при данных условиях обстоятельства;
- по основаниям, предусмотренным
Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате
в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Во всех перечисленных случаях, за
исключением первого, налоговый кредит и отсрочки (рассрочки) предоставляются на
условиях возвратности и платности.
Предоставление налогового кредита на
создание мощностей по выпуску легковых автомобилей на совместном предприятии
"ГАЗ-ФИАТ" ни к одному из перечисленных случаев не относится.
Более того, инвестиционный налоговый
кредит, согласно Закону РСФСР от 20 декабря 1991 г. N 2071-1 "Об
инвестиционном налоговом кредите", предоставляется только по налогу на
прибыль. По сообщению руководства АО "ГАЗ", первые годы от реализации
легковых автомобилей совместного производства ожидается убыток.
Относительно освобождения от налога на
прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет, сроком на 4 года после
выхода предприятия на безубыточную работу сообщаем, что действующим налоговым
законодательством ни федеральным органам исполнительной власти, ни
Правительству Российской Федерации такого права не предоставлено.
Что касается
налогов, зачисляемых в территориальные бюджеты, в том числе и налогов на имущество
и содержание жилого фонда и объектов социальной сферы, то в соответствии с
Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы Российской
Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать на
подведомственной им территории конкретный порядок взимания поступающих в
территориальные бюджеты платежей и льготы по ним. Решения федеральных исполнительных органов власти и Правительства
Российской Федерации по этому вопросу не требуется.
Предложение по снижению налога на
пользователей автомобильных дорог с 2,5 до 1,25 процента не может быть
поддержано.
Согласно статье 5 Закона Российской
Федерации "О дорожных фондах Российской Федерации" в федеральный
дорожный фонд поступает налог на пользователей автомобильных дорог в размере
1,25 процента от выручки, полученной предприятием от реализации продукции
(работ, услуг), который консолидируется в федеральном бюджете и является
основным источником содержания дорог, относящихся к федеральной собственности.
Этим же Законом предоставление индивидуальных льгот по налогу на пользователей
автомобильных дорог, зачисляемому в федеральный дорожный фонд, не
предусмотрено.
Законодательные (представительные) органы
субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать
(понижать) ставку этого налога в части, зачисляемой в территориальные дорожные
фонды, но не более чем на 50 процентов от ставки федерального налога.
По вопросу предоставления льгот по уплате
таможенных пошлин и платежей сроком на 6 лет на ввозимое оборудование,
оснастку, комплектующие изделия, сырье и материалы сообщаем.
Указом Президента Российской Федерации от
18 сентября 1996 г. N 1363 "Об укреплении бюджетной дисциплины в части
таможенных платежей" установлено, что финансирование социальных программ и
каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот по таможенным платежам в
порядке, отличном от предусмотренного таможенным
законодательством, не допускается.
Взимание таможенных
пошлин и налогов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации, а также случаи освобождения от их уплаты определены Законами
Российской Федерации "О таможенном тарифе", "О налоге на
добавленную стоимость", "Об акцизах" и Таможенным кодексом
Российской Федерации, в которых не содержится положений об освобождении от
уплаты таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых совместным
предприятием "ГАЗ-ФИАТ".
В связи с изложенным
не имеется правовых оснований для предоставления льгот в запрашиваемом случае.
Вместе с тем
следует принимать во внимание, что Постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 июля 1996 г. N 883 установлено, что товары, ввозимые на
таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного
учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения
таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость при условии, что
товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам и ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для
формирования уставного (складочного) капитала.
При этом обращаем внимание на то, что на
протяжении ряда лет неоднократно поднимается вопрос, затрагивающий
в том числе и АО "ГАЗ" как производителя, повышения ставок ввозных
таможенных пошлин и акцизов на импортируемые автотранспортные средства в
качестве защитной меры отечественных товаропроизводителей. В этой связи
предоставление налоговых льгот в запрашиваемом случае противоречит
осуществляемым в Российской Федерации в настоящее время мерам по защите
отечественного товаропроизводителя.
В заключение следует отметить, что на основании представленных на рассмотрение в Минфин России
материалов не представляется возможным провести экспертную оценку о необходимых
размерах и целесообразности оказания государственной поддержки проекту создания
на совместном предприятии "ГАЗ-ФИАТ" мощностей по производству 150
тыс. штук в год легковых автомобилей.
Министерство финансов Российской
Федерации считает целесообразным вернуться к рассмотрению указанного вопроса после
представления всех необходимых для этого материалов, в частности, определить
возможные в рамках действующего законодательства виды государственной поддержки
создания вышеуказанных мощностей.
Так, например, после предоставления
обоснований и расчетов представляется возможным рассмотреть вопрос создания на
территории АО "ГАЗ" свободной таможенной
зоны, что позволит совместному предприятию получить ряд льгот при ввозе товаров
на ее территорию.
Заместитель Министра
А.А.АСТАХОВ