МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 1997 г. N 22-02-09
Министерство финансов Российской
Федерации направляет информацию и предложения по снижению ценового диспаритета между сельскохозяйственной и промышленной
продукцией, а также между продукцией агропромышленного и
топливно-энергетического комплексов и сообщает.
Проведение экономических реформ
сопровождалось существенными изменениями ценовых соотношений. Если сравнивать текущие соотношения цен с уровнями 1990 года, то
окажется, что в наименьшей степени возросли закупочные цены на
сельскохозяйственную продукцию (индекс цен реализации 1996 года по отношению к
1990 году составил 1750 раз), а в наибольшей степени - цены на энергоресурсы и
железнодорожный транспорт (средние цены для промышленных потребителей в 1996
году были выше средних цен 1990 года по электроэнергии - в 13470 раз, по
газу - в 12385 раз, по дизельному топливу - в 20455 раз) (по данным Госкомстата
России). Такое резкое изменение пропорций имеет две основные причины:
1. Приближение структуры цен к
соотношениям цен мирового рынка в результате либерализации внешней торговли.
Существовавший до начала реформ разрыв во внутренних и мировых ценах отражал
весьма низкий уровень эффективности сельского хозяйства в России.
2. Постепенное уменьшение масштабов
бюджетного дотирования цен на сельскохозяйственную продукцию (если учесть
сокращение дотаций, то реальное удорожание сельскохозяйственной продукции для
потребителей окажется значительно больше номинального, и соответственно меньше
будет разрыв в индексах удорожания).
Каковы бы ни были причины изменения
относительных цен, они повлекли ухудшение финансового положения аграрного
сектора, что в свою очередь вызвало спад в спросе последнего на
сельскохозяйственную технику, удобрения, горючее и т.п. Все это не могло не
сказаться в конечном итоге на объемах производства. Однако, несмотря на
относительное удешевление своей продукции, спад в сельском хозяйстве имел
меньшие размеры, чем в экономике в целом (составив в 1996 г. 38% от уровня 1990
г., при 52% в промышленности и 41% для ВВП в целом).
В последние годы ценовые соотношения
сравнительно стабилизировались. Как показывают данные, приведенные в таблице,
за два последних года рост цен в сельском хозяйстве был ниже, чем в
промышленности, но выше, чем в других секторах.
ИНДЕКСЫ ЦЕН ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
┌───────────────────────┬────────────┬─────────────┬─────────────┐
│ │ 1995 г. к │
1996 г. к │ 1996 г. к │
│ │ 1994 г. │
1995 г. │ 1994 г. │
├───────────────────────┼────────────┼─────────────┼─────────────┤
│Промышленность │ 3.4
│ 1.5 │
5.1 │
│ │ │ │ │
│Сельское
хозяйство │ 3.3
│ 1.4 │
4.6 │
│ │ │ │ │
│Капитальное │ │ │ │
│строительство │ 2.7
│ 1.7 │
4.6 │
│ │ │ │ │
│Грузовой
транспорт │ 3.2
│ 1.2 │
3.8 │
│ │ │ │ │
│Индекс │ │ │ │
│потребительских
цен │ 2.9
│ 1.5 │
4.3 │
└───────────────────────┴────────────┴─────────────┴─────────────┘
За последний год (с
октября 1996 г. по октябрь 1997 г.) цены на продукцию животноводства выросли на
15,1%. В то же время рост цен производителей на промышленную продукцию составил
за этот период 9,0%, цен на приобретаемые промышленностью материально -
технические ресурсы - 7,7%, цен в капитальном строительстве - 13,6%, тарифов на
грузоперевозки - 2,4%, а потребительских цен - 12,9%. Таким образом,
сложившиеся в первые годы после начала
реформ ценовые соотношения сохраняются в последнее время в целом на стабильном
уровне, а частично даже изменяются в пользу аграрного сектора.
Хотя в последние годы поддержка сельского
хозяйства снижалась, ее размеры остаются значительными.
В 1997 году на оказание государственной
поддержки сельхозтоваропроизводителей предусмотрено
выделить 25,1 трлн. рублей, включая 16,1 трлн. рублей прямых бюджетных ассигнований,
из них на компенсации и дотации сельхозтоваропроизводителям
- 4,6 трлн. рублей.
В целом по состоянию на 20.11.97 выделено
7,3 трлн. рублей бюджетных ассигнований или 44% годовых назначений.
В настоящее время в рамках
реструктуризации отраслей - естественных монополий параллельно происходит два
процесса. С одной стороны, по ряду основных топливно-энергетических ресурсов
(включая газ и электроэнергию) номинальные цены стабилизировались, что
обеспечило их относительное удешевление.
С другой стороны, важным элементом
программы структурных реформ является поэтапная ликвидация перекрестного
ценового субсидирования, одобренная Указом Президента Российской Федерации N
426 от 28 апреля 1997 г. "Об основных положениях структурной реформы в
сферах естественных монополий". Указ Президента Российской Федерации N
1175 от 7 ноября 1997 г. предписывает правительству подготовить и утвердить
программу поэтапной отмены тарифов на электрическую и тепловую энергию для
организаций агропромышленного комплекса на период до 2000 года.
В этих условиях изменение соотношения цен
в пользу сельского хозяйства возможно осуществить за
счет следующих факторов:
1. Проводимая реструктуризация в отраслях
ТЭК и на железнодорожном транспорте, включающая развитие механизмов конкуренции
и усиление государственного контроля в четко выделенных сферах действия
естественных монополий, должны привести к существенному реальному удешевлению
основных энергоресурсов и грузовых перевозок для производственных потребителей.
2. Перекрестное субсидирование через цены
сельскохозяйственных и других "льготных" потребителей в соответствии
с Указом N 1175 от 7 ноября 1997 г. должно быть поэтапно ликвидировано. Однако
необходимо ограничить размеры связанного с этим удорожания энергии для
аграрного сектора. Так, по оценкам РАО ЕЭС полная компенсация затрат на
производство и распределение электроэнергии для сельскохозяйственных
потребителей с учетом используемых здесь сетей низкого напряжения должна вдвое
превышать средние цены для промышленных потребителей. Такой полный учет
субсидий требовал бы повышения цен для сельского хозяйства примерно в 3 раза. В
этих условиях следует ставить задачу доведения к 2000 году цен для сельского
хозяйства только до уровня цен производства. По состоянию на середину текущего
года это требовало бы удорожания электроэнергии для агросектора
в пределах 40%. Однако фактически необходимое удорожание окажется существенно
меньшим за счет ожидаемого относительного удешевления топливно-энергетических
ресурсов. Кроме того, удорожание будет в значительной степени компенсировано
удешевлением остальной приобретаемой продукции в результате удешевления энергии
для других потребителей.
Заместитель Министра
О.В.ВЬЮГИН