МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 января 1998 г. N 03-05-21
О СОБЛЮДЕНИИ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ВОПРОСАХ
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РЕГУЛИРУЮЩИХ НАЛОГОВ
ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТОВ
Главное управление федерального
казначейства совместно с территориальными управлениями федерального
казначейства проверило в 1997 году соблюдение налогового законодательства,
обеспечивающего правильное распределение регулирующих налогов между бюджетами различных
уровней в соответствии с установленными нормативами. Результаты проверки
показали, что налоговые органы ряда субъектов Российской Федерации в этой части
допускают нарушения в выполнении отдельных нормативных и инструктивных указаний
Минфина России и Госналогслужбы России.
Практика работы
налоговых органов, применяемая во многих регионах по учету всех налогов на
одном лицевом счете без отражения их регулировки между бюджетами разного
уровня, приводит к неправильному подтверждению налоговыми органами задолженности
плательщика по уровням бюджетов, что затрудняет органам федерального
казначейства распределение регулирующих доходов по видам и, в конечном счете,
влечет искажения в расчетах между бюджетами разных уровней, неоправданной
передаче части доходов,
причитающихся федеральному бюджету, бюджетам субъектов Российской Федерации.
Совместными указаниями Минфина России и
Госналогслужбы России (телеграмма от 01.08.96 N 3-Б1-01 и N ВА-6-28/535)
установлено, что средства, поступающие в счет погашения недоимки по
регулирующим налогам, распределяются между бюджетами различных уровней строго
пропорционально суммам недоимки в бюджеты соответствующих уровней, погашение
недоимки только по одному уровню бюджета не допускается. Однако в нарушение
установленного порядка осуществляется погашение недоимки по федеральным
регулирующим налогам зачетами только в части бюджетов территории, без уплаты
предприятиями денежными средствами (денежными зачетами) доли федерального
бюджета. По этой причине в большинстве регионов не соблюдается норматив
отчислений в федеральный бюджет по налогу на добавленную стоимость, из них
наиболее низкий уровень (менее 40% вместо 75% по нормативу) имеет место в
Республиках Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Архангельской, Вологодской,
Кемеровской, Иркутской, Амурской областях, Ханты-Мансийском автономном округе.
Сохраняется также проблема правильности
распределения регулирующих налогов и платежей в ряде территорий Российской
Федерации, где не созданы органы федерального казначейства или счета по учету доходов
ведут налоговые органы. Например, в 1997 году в Республике Дагестан налоговые
органы продолжали зачислять сумму налога на добавленную стоимость
преимущественно на счета бюджета субъекта, минуя счета федерального бюджета
(балансовый счет 100 "Доходы федерального бюджета"), мотивируя этот
факт тем, что Республика Дагестан является дотационной и налог на добавленную
стоимость направляется в качестве трансферта. По состоянию на 1 декабря 1997
года на счет 100 было зачислено 17167 млн. рублей, что составляет 18,2% от
контингента, а в местный бюджет - 76914 млн. рублей (81,8%).
Налоговыми органами отдельных территорий
в нарушение Временного порядка проведения денежного зачета выдаются справки
налогоплательщикам о наличии недоимки в завышенных объемах, в ряде случаев без
разделения ее по уровням бюджетов и видам налогов, а иногда без учета авансовых
платежей, что негативно отражается на распределении налогов и соблюдении
законодательно установленных нормативов. Так, справки с завышенными суммами
недоимки выдавались государственными налоговыми инспекциями Республик Хакасия,
Саха (Якутия), Чувашской Республики, Алтайского края, Ленинградской, Липецкой,
Астраханской, Иркутской и Кемеровской областей. Зачет по платежам в бюджеты
всех уровней проводился на общую сумму недоимки по лицевому счету
налогоплательщика в Республике Марий Эл, Удмуртской Республике, Астраханской,
Орловской, Новгородской, Новосибирской, Смоленской, Тверской областях.
Имеются нарекания в адрес налоговых
органов о несвоевременном сообщении управлениям федерального казначейства на
местах сведений о проведении денежных зачетов. Среди них Тамбовская, Рязанская,
Смоленская области. Управлению федерального казначейства по Республике Саха
(Якутия) сведения о проведенных денежных зачетах совсем не поступают,
регулирование доходных источников ведется в соответствии с приказами
Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
Отдельными
налоговыми инспекциями продолжают производиться зачисления дополнительно
начисленных налогов и платежей на счета "Суммы по поручениям",
несмотря на то, что действие Указа Президента Российской Федерации от 21.06.96
N 969 "О дополнительных мерах по обеспечению поступлений налогов и других
обязательных платежей в бюджеты", установившего в 1996 году направление
50% этой суммы на финансовую поддержку налоговых органов, на 1997 год не
распространялось. Так, в Ульяновской области по 4 районам зачислено на внебюджетные
счета налоговых органов 723,9 млн. рублей, Амурской - 103,0 млн. рублей,
Свердловской - 360,7 млн. рублей, Саратовской области - 37,1 млн. рублей.
Аналогичные нарушения выявлены в Республике Мордовия, Алтайском крае, Курской
области.
Органы налоговой инспекции Свердловской
области заключили договоры с государственными внебюджетными
фондами по организации контрольной работы и зачисляют на счет ГНИ
"Суммы по поручениям" часть средств от налогоплательщиков. Всего на этот счет поступило средств на сумму 3650,0 млн. рублей, в
том числе территориального дорожного фонда - 2328,1 млн. рублей, Пенсионного
фонда - 475,2 млн. рублей, Фонда занятости - 156,0 млн. рублей, Фонда
медицинского страхования - 691,7 млн. рублей.
В Орловской области на основании
Постановления областной Думы от 04.03.97 N 22/206-6Д налогоплательщики
перечисляют непосредственно на счет 141, открытый ГНИ, 30% от дополнительно
взысканных в результате проверок налогов и штрафных санкций. Аналогичные факты
имеют место в Республике Саха (Якутия), Удмуртской Республике, Кировской,
Костромской, Томской областях.
Размер зачислений на счет ГНИ от
выявленных обязательных платежей в бюджеты территорий и внебюджетные
государственные фонды по договорам составляет от 20% до 50%.
Анализ сводной информации по поступлению
средств в бюджет в разрезе доходных источников выявил
факты расхождений между соответствующими отчетными данными органов налоговой
службы и управлений федерального казначейства. Это свидетельствует о том, что
совместная работа не носит систематического характера и не обеспечивает
взаимного обмена информацией. Низкое качество проводимых сверок отчетных данных
отмечается, в частности, в Республиках Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Амурской,
Орловской, Костромской областях.
В целях успешного решения возникающих в
ряде субъектов Российской Федерации вопросов между государственными налоговыми
инспекциями и территориальными органами федерального казначейства по усилению
контроля за поступлением средств в доходы федерального бюджета и соблюдения
правильности распределения регулирующих налогов
считали бы целесообразным:
обеспечить достоверный учет по
регулирующим налогам и платежам, поступающим в федеральный бюджет, с учетом
проведенных зачетов, отсрочек, льгот по каждому налогоплательщику в
соответствии с нормативами, установленными законодательством;
устранить причины, способствующие
неоправданной передаче доходов, причитающихся федеральному бюджету, бюджетам
субъектов Российской Федерации;
предусмотреть порядок ведения налоговыми
органами карточек учета лицевых счетов налогоплательщиков в разрезе уровней
бюджета (федерального, регионального);
оперативно
информировать управления (отделения) федерального казначейства на местах об
имеющихся льготах, отсрочках и проведении всех форм зачетов по различным
уровням бюджетов, о расхождениях в представляемых отчетных данных и обеспечить
достоверность сведений в заключениях налоговых органов по форме N 21 для
проведения возмещения (зачета) задолженности налогоплательщиков по налогам и
платежам в федеральный бюджет.
Просьба рассмотреть результаты
проведенной проверки и принять меры к устранению имеющихся недостатков.
Заместитель Министра
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО