МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 января 1998 г. N 05-01-04
К ПОРУЧЕНИЮ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 05.01.98 N П13-4
Министерство финансов Российской
Федерации в соответствии с письмом от 13.01.98 N 05-02-06/5 рассмотрело проект
условий выпуска и обращения беспроигрышного золотого сертификата (далее - БЗС)
и сообщает следующее.
Эмиссия государственных ценных бумаг
осуществляется Минфином России для финансирования дефицита
бюджета в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Дополнительный выпуск государственных ценных бумаг приведет к необходимости
внесения изменений в уже запланированную стратегию выпуска государственных
ценных бумаг на 1998 год, росту расходов на обслуживание государственного
внутреннего долга, а также к превышению установленного законом о федеральном
бюджете верхнего предела государственного внутреннего долга. Рост расходов на обслуживание
государственного внутреннего долга в свою очередь приведет к недофинансированию
расходов федерального бюджета по иным статьям.
Кроме того, следует учитывать высокую
степень напряжения на финансовом рынке, связанную с последними потрясениями на
международном рынке капиталов, и актуальность снижения уровня доходности по
государственным ценным бумагам.
При этом отметим, что в целях активного
привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики
и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 73 утверждены условия
выпуска и обращения государственных ценных бумаг - облигаций государственного
сберегательного займа Российской Федерации. Выпуск указанных государственных
ценных бумаг, которые являются удобным и надежным средством сбережения
накоплений граждан, альтернативой вложениям в иностранную валюту, золото и
другие активы, осуществлялся Минфином России ранее и будет продолжен в 1998
году. Указанные государственные ценные бумаги (ОГСЗ) отвечают также требованиям
свободного вторичного обращения, постоянного роста их стоимости с приближением
даты погашения (выплаты купона), о которых, как о преимуществах БЗС, говорят
авторы проекта.
Условиями выпуска и обращения БЗС
предусмотрены также его котировка по отношению к иностранным валютам и
стоимости золота на международном рынке в целях установления наиболее
справедливой рыночной доходности указанного инструмента. В
связи с этим отметим, что величина купонного дохода по ОГСЗ определяется исходя
из складывающейся в момент его объявления ситуации на рынке государственного
долга и, таким образом, является справедливой; при этом предлагаемый авторами
проекта механизм определения доходности БЗС потребует дополнительных вложений
для построения инфраструктуры, позволяющей продавать БЗС, котировать и выкупать
их у владельцев. Отметим, что указанные расходы не запланированы в
проекте Закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
Таким образом, по нашему мнению, цели,
поставленные авторами проекта выпуска БЗС, практически решены Минфином России,
осуществляющим выпуск ОГСЗ с 1996 года; при этом формирование рынка ОГСЗ не
требовало изначально и не требует в настоящее время расходов на создание
инфраструктуры рынка, чего нельзя сказать о предлагаемом проекте.
В связи с изложенным
Министерство финансов Российской Федерации не считает возможным поддержать
предлагаемый проект выпуска государственных ценных бумаг - БЗС.
Вместе с тем имеется ряд замечаний к
механизму реализации рассматриваемого проекта.
В соответствии со статьями 142, 816
Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащими определение ценной
бумаги, а также со статьями 2, 16, 17, 22 Федерального закона от 22.04.96 N
39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", регулирующего процедуру эмиссии и
обращения эмиссионных ценных бумаг, требование об указании номинальной
стоимости ценной бумаги является обязательным.
Согласно статье 4 Закона Российской
Федерации от 13 ноября 1992 г. N 3877-1 "О государственном внутреннем
долге Российской Федерации" сроки погашения долговых обязательств
Российской Федерации не могут превышать 30 лет. По этой причине БЗС не могут
являться бессрочными ценными бумагами.
В связи с тем, что стоимость БЗС может
выражаться не только в рублях, но и в инвалюте, а также ввиду того, что
владельцами БЗС могут быть резиденты и нерезиденты Российской Федерации,
считаем необходимым соотнести порядок выпуска и обращения БЗС с нормами
валютного законодательства.
Заместитель Министра
О.В.ВЬЮГИН