МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 марта 1998 г. N 09-02-02
В соответствии с Планом основных вопросов
экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации
на 1998 год (пункт 8.6) направляется Программа проверки целевого использования
льготных кредитов на сезонные затраты в сельском хозяйстве, полученных из
специального фонда.
Материалы проверки просим представить к
20 октября 1998 года в Главное управление федерального казначейства
(инспекторский отдел) по электронной почте и в Департамент агропромышленного
комплекса.
Заместитель Министра
Т.Г.НЕСТЕРЕНКО
Утверждаю
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
В.Н.КОВАЛЕВ
ПРОГРАММА
ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЬГОТНЫХ
КРЕДИТОВ НА СЕЗОННЫЕ ЗАТРАТЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ,
ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА ДЛЯ
КРЕДИТОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ
Целью проверки является осуществление контроля за целевым использованием льготных кредитов,
полученных из специального фонда.
В ходе проверки
следует руководствоваться Положением о порядке формирования и использования спецфонда для кредитования организаций агропромышленного
комплекса на льготных условиях, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.02.97 N 224, письмом Минфина России и Центрального
Банка России от 30.05.97 N 3-Г2-10/49; N 460 и дополнениями к нему от 04.08.97
N 3-Г2-10/93; N
71-97 и от 08.09.97 N 3-Г2-09; N 514 и письмом от 05.09.97 N 3-Г2-09; 512,
Соглашениями, заключенными Минфином России, Минсельхозпродом России и банками,
а также Порядком размещения средств спецфонда на
платной и возвратной основе и дальнейшего использования их для кредитования
организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях в 1998 году,
утвержденным решением межведомственного совета от 29 декабря 1997 года.
При проведении указанной работы
необходимо проверить:
1. Каким предприятиям
и на какие цели предоставлялись средства спецфонда.
При этом следует
иметь в виду, что в соответствии с указанным Положением средства спецфонда предоставляются сельхозтоваропроизводителям
агропромышленного комплекса, включая крестьянские (фермерские), рыбохозяйственные, рыбодобывающие и звероводческие хозяйства,
на цели, связанные с сезонным недостатком оборотных средств, - приобретение
семян, сельхозсырья для промышленной переработки,
кормов, запчастей и других материальных ресурсов сезонного спроса, горюче -
смазочных материалов, удобрений, средств защиты растений, ветпрепаратов
и оплату топлива.
Кроме того,
указанным Порядком, утвержденным решением Межведомственного совета от 29
декабря 1997 года, в перечень предприятий и организаций, на которые
распространяется порядок льготного кредитования за счет средств спецфонда, вошли предприятия и организации, осуществляющие
закупку сельхозсырья для его последующей обработки и
переработки только у отечественных товаропроизводителей (приложение N 1 к
Порядку размещения средств спецфонда на платной и
возвратной основе и дальнейшего
использования их для кредитования организаций АПК на льготных условиях в 1998
году), а именно:
- предприятия по производству сахара -
песка (на закупку сахарной свеклы), растительного масла (на закупку семян
масличных культур), этилового спирта - сырца из сельхозсырья,
спирта - ректификата и первичного виноделия, эфиромасличной продукции, солода и
пивоваренные предприятия с цехами по производству солода, крахмало - паточные,
плодоовощной промышленности, осуществляющие сушение, соление и заморозку овощей
и фруктов, а также по производству плодоовощных консервов, осуществляющие
переработку зерна, молока, скота и птицы, рыбы и морепродуктов, чайной и
табачной промышленности, первичной обработки шерсти, льна и конопли,
осуществляющие обработку и переработку сельхозсырья,
включая семена сельхозкультур, биологической
промышленности, производящие биопрепараты для ветеринарии.
Предоставление средств спецфонда другим предприятиям при отсутствии решения по
данному кредитному договору межведомственного совета рассматривается как
нецелевое использование.
К нецелевому использованию относится
также предоставление банками этих кредитов другим банкам в качестве собственных
кредитных ресурсов, предоставление этих средств векселями, облигациями и
другими ценными бумагами.
Сумма средств, использованная банками не
по целевому назначению, в бесспорном порядке взыскивается в доход федерального
бюджета. Кроме того, к банкам, допустившим подобные нарушения, применяются
штрафные санкции в размере двойной действующей учетной ставки рефинансирования
ЦБ РФ с учетом ее изменения от суммы средств нецелевого использования за весь
период его использования с перечислением этих средств в доход
федерального бюджета на балансовый счет 40102.
2. Правильность заключения кредитных
договоров банками, привлеченными к работе со средствами спецфонда,
с ссудозаемщиками, имея в виду отражение всех
условий, предусмотренных проектом кредитного договора, являющимся приложением к
соглашениям, заключенным между Минфином России, Минсельхозпродом России и
комиссионером (банком).
При проверке этого вопроса следует
учитывать, что в указанные договора не должны включаться пункты, приводящие к
дополнительному взиманию денежных средств с ссудозаемщиков,
- взимание платы за банковское обслуживание средствами спецфонда
ссудозаемщиков, а также погашение их задолженности
банку по ранее выданным ссудам и процентам по ним.
3. Соблюдение банками, привлеченными к
работе со средствами спецфонда, порядка ведения учета
этих средств, поступающих от комиссионера, и возвратных средств спецфонда, поступающих от ссудозаемщиков
в погашение долга по этим кредитам, имея в виду, что указанные средства должны
зачисляться на открываемые ссудозаемщикам специальные
счета и не могут зачисляться банками на свои счета.
При проверке
указанного вопроса следует руководствоваться письмом Минфина России и
Центробанка России от 30.05.97 N 3-Г2-10/49; N 460 "О порядке учета
средств и затрат на финансирование сельских товаропроизводителей за счет
средств федерального бюджета на возвратной основе, выделяемых для формирования
льготного фонда кредитования сезонных затрат в сельском хозяйстве" и
дополнениями к нему от 04.08.97 N 3-Г2-10/93; N 71-97 и от 08.09.97 N 3-Г2-09; N 514 и письмом от 05.09.97 N
3-Г2-09; 512 "Порядок учета возврата сельскими товаропроизводителями и
организациями АПК средств льготного фонда кредитования сезонных затрат в
сельском хозяйстве и уплаты процентов за их пользование".
За нарушение порядка ведения учета
указанных средств банками уплачивается штраф в размере двойной действующей
учетной ставки рефинансирования Банка России от суммы средств спецфонда, учтенных в нарушение действующих порядков,
которые перечисляются в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102.
В случае установления фактов зачисления
банками средств спецфонда на свои счета, а не на счет
ссудозаемщика, указать, какими банками были допущены
подобные нарушения и какие к ним были приняты меры.
4. Соблюдение сроков перечисления средств
спецфонда ссудозаемщикам на
балансовый счет N 40108, имея в виду, что эти средства до ссудозаемщиков
доводятся банками платежными поручениями не позднее следующего рабочего дня с
момента их поступления на счет банка.
Если имеются случаи несоблюдения этих
условий, укажите причины, по которым тем или иным банком задержано
предоставление этих средств заемщикам, а также на какой срок и в какой сумме
задержано предоставление этих средств.
5. Своевременность перечисления банками в
доход федерального бюджета процентов, перечисляемых ссудозаемщиками
за пользование средствами спецфонда, и возвратных
средств спецфонда, поступающих от ссудозаемщиков
в погашение долга по льготным кредитам.
В случае нарушения банками
своевременности перечисления в доход федерального бюджета указанных средств ими
уплачивается пеня в размере одной трехсотой действующей учетной ставки
рефинансирования ЦБ РФ с учетом изменения этой ставки с суммы несвоевременно
возвращенных в доход федерального бюджета указанных средств (балансовый счет
40102).
6. Соблюдение правильности взимания
банками с ссудозаемщиков маржи.
В случае взимания банками с ссудозаемщиков маржи, превышающей установленный
соответствующими соглашениями размер, банками уплачивается штраф в размере
двойной действующей ставки рефинансирования Банка России от суммы превышения,
который перечисляется в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102.
7. Своевременность перечисления банками в
доход федерального бюджета сумм штрафных санкций, перечисленных ссудозаемщиками за нецелевое использование ими средств спецфонда. Перечисление указанных средств банками должно
производиться в течение одного рабочего дня.
В случае нарушения банками
своевременности перечисления в доход федерального бюджета указанных средств к
ним принимаются меры, как это предусмотрено в пункте 5 настоящей Программы.
8. Правильность использования средств спецфонда ссудозаемщиками.
В случае
использования ссудозаемщиками льготных кредитов на
цели, не предусмотренные нормативными документами, перечисленными выше, а также
использования этих средств на покупку свободно конвертируемой валюты без
согласования с комитентом и министерством, с них взыскивается вся сумма
средств, использованная не по целевому назначению с наложением штрафа в размере
двойной действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ с учетом ее изменения на эту
сумму за весь период нецелевого использования, которая перечисляется в доход федерального бюджета.
9. Своевременность уплаты процентов и
погашение основного долга ссудозаемщиками.
За несвоевременную уплату процентов и
возврат средств спецфонда с пользователей
взыскивается пеня в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ РФ за каждый
день просрочки с суммы соответствующей задолженности. Сумма штрафа перечисляется
в доход федерального бюджета на балансовый счет 40102.
10. По выявленным нарушениям предъявить
штрафные санкции к банкам и ссудозаемщикам,
обеспечить перечисление средств в доход федерального
бюджета.
11. По материалам проверки представить
информацию и справку по штрафным санкциям согласно Приложениям.
Руководитель Департамента
агропромышленного комплекса
Н.Д.БАРАНОВА