МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 апреля 1998 г. N 10-03-02
В соответствии с пунктом 8.15 плана
Основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской
Федерации на 1998 год поручается осуществить анализ перехода жилищно -
коммунального хозяйства на новый этап реформы в соответствии с Концепцией
реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425.
Результаты проверки и предложения по
совершенствованию проводимой реформы целесообразно доложить местным органам
исполнительной власти.
Материалы проверки вместе с прилагаемыми
таблицами просьба представить Министерству финансов Российской Федерации
(Департамент территориальных бюджетов) до 1 октября 1998 года.
Заместитель Министра
В.Б.ХРИСТЕНКО
Приложение
ПРОГРАММА
АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕХОДА
ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
НА НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМЫ В СООТВЕТСТВИИ
С КОНЦЕПЦИЕЙ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОДОБРЕННОМ
УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.04.97 N 425
Целью проверки является изучение хода
проведения реформ в жилищно - коммунальном хозяйстве, предусматривающих
осуществление постепенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы
хозяйствования, при значительном усилении мер социальной поддержки слоев
населения с низкими доходами.
Переход на новую систему оплаты жилья и
коммунальных услуг должен обеспечить к 2003 году уровень платежей граждан в
размере полного возмещения затрат на содержание и ремонт жилья, а также на
коммунальные услуги.
В ходе изучения необходимо ответить на
следующие вопросы и заполнить прилагаемые таблицы.
1. Какие нормативные документы приняты
местными органами власти для реализации Концепции реформы жилищно -
коммунального хозяйства, одобренной Указом Президента Российской Федерации от
28.04.97 N 425, их соответствие заданиям Концепции, причины имеющихся
отклонений.
2. Установлены ли в регионе социальные
нормы жилья. Дифференцированы ли они по отдельным и коммунальным квартирам, в
зависимости от типа жилья и его благоустройства. Какие установлены нормативы
потребления коммунальных услуг. Привести эти данные по годам. По каким ставкам
оплачивает население жилищно - коммунальные услуги (в дальнейшем для краткости
- ЖКУ) сверх установленных норм.
3. Сопоставить показатели, принятые в
регионе в 1997 и 1998 годах, с федеральными стандартами перехода на новую
систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлениями
Правительства Российской Федерации на 1997 и 1998 годы. Заполнить таблицу N 1.
4. Показать, какую долю затрат по
предоставлению ЖКУ предусмотрено покрывать за счет платежей населения.
Предельно допустимый уровень платежей граждан за ЖКУ в совокупном доходе семьи
(таблица N 2).
5. Включены ли в платежи за ЖКУ затраты
по ремонту жилья (в том числе и капитальный ремонт) и затраты на содержание
мест общего пользования. С какого периода население будет оплачивать эти расходы.
Предусматривается ли включить в платежи населения инвестиционную составляющую,
как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от
18.06.96 N 707.
6. Привести данные о стоимости
стандартного набора ЖКУ, исходя из нормативов их потребления на 1 человека и
кв. метр площади. Сопоставить затраты на предоставление ЖКУ с их фактической
оплатой населением (таблица N 3).
7. Как реализуются возможности увеличения
доходов в связи с введением новых тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг
в целом по жилищно - коммунальному хозяйству.
В двух - трех домоуправлениях и
теплоэнергетических предприятиях проверить правильность применения ставок и
тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг, а также правильность и полноту
привлечения арендаторов к участию в общих для всех домовладений расходах.
8. Просроченная задолженность по
квартирной плате и коммунальным услугам и ее процент к месячному начислению за
1996 и 1997 годы, а также I полугодие текущего года. Причины ее образования и
принимаемые меры по ее сокращению.
9. Эффективность использования средств,
выделяемых на эксплуатацию жилфонда. Показать динамику себестоимости содержания
жилья. Дать характеристику доходов и расходов (оплата жилья в сопоставлении с
затратами на его содержание, плата за коммунальные услуги и себестоимость этих
услуг). Общие расходы, необходимые для содержания и эксплуатации жилья, в том
числе расходы по эксплуатации жилья и коммунальным услугам на 1 кв. метр общей
площади. Доля этих расходов, оплачиваемых населением, доля бюджета или других
источников (например, перекрестное субсидирование). Как изменились удельный вес
и размер бюджетных ассигнований, направляемых на покрытие убытков от содержания
жилищно - коммунального хозяйства. Объяснить причины абсолютного увеличения
бюджетных ассигнований при снижении их доли (таблица N 4).
10. Разработано ли положение о порядке
предоставления гражданам жилищных субсидий применительно к Постановлению
Правительства Российской Федерации от 18.06.96 N 707. Размер установленного на
данный период прожиточного минимума. Какую долю своего дохода тратят граждане,
получающие жилищные субсидии.
11. Проводился ли анализ распределения
семей, имеющих разные доходы (низкие, средние и высокие) и превышение ими
социальной нормы занимаемой площади. Не было ли случаев, когда семьи с
относительно низкими доходами имеют превышение социальной нормы жилья. Как при
этом положении устанавливаются платежи за социальную норму и сверх нее. Имели
ли место факты переезда людей в квартиры меньшей площади в связи со
значительными платежами за ЖКУ.
12. Контроль за
предоставлением компенсаций (субсидий). Порядок учета средств, направляемых на
компенсацию. Структурное подразделение, на которое возложены функции по
определению размера и выплаты субсидий. Расходы на содержание этого
подразделения, источники его содержания.
По пунктам 10 - 12 заполнить таблицу N 5.
13. Каково соотношение между приростом
платежей населения за ЖКУ (в связи с повышением ставок и тарифов и ростом
утверждаемой местными органами власти доли оплаты ЖКУ населением) и приростом
выплат субсидий (таблица N 6).
14. Как выполняется Указ Президента
Российской Федерации от 29.03.96 N 432 в части разделения функций заказчика и
подрядчика при эксплуатации и ремонте государственного и муниципального
жилищного фонда и перехода на договорные отношения между ними. Завершена ли эта
работа, как предусмотрено Указом, в 1996 году.
Разделены ли функции управления и
обслуживания, созданы ли службы заказчика. Возложены ли функции заказчика на
существующее предприятие жилищно - коммунального хозяйства.
15. Формирование органов самоуправления
жилищным фондом - создание товариществ собственников жилья. Сколько создано
таких товариществ, каким объемом жилого фонда они обладают, что препятствует
развитию этой формы самоуправления. Как осуществляется поддержка и
стимулирование создания ТСЖ.
16. Осуществляется ли переход на конкурсную
систему обслуживания жилищного фонда. Приводит ли это к снижению издержек и
тарифов при поддержании стандартов качества услуг (таблица N 7).
17. Проводились ли в соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации от 07.06.97 N БН-П28-145 "О
первоочередных мерах по реформированию жилищно - коммунального хозяйства"
проверки, включая аудиторские, локальных, естественных монополистов, результаты
этих проверок. Имели ли место факты необоснованного завышения себестоимости предоставляемых ЖКУ. Привести конкретные примеры. Были ли
снижены после проведенных проверок ставки и тарифы на услуги.
Проводится ли снижение затрат по
предоставлению ЖКУ за счет перевода их отдельных видов (обслуживание лифтового
хозяйства, вывоз бытового мусора, текущий ремонт и т.д.) на самоокупаемость.
Насколько при этом снижены затраты.
18. Разрабатывались ли в целях снижения
затрат новые ресурсосберегающие технологии, привести примеры. Механизм
финансирования и стимулирования программы энергосбережения. Как выполняется
пункт 3 указанного в предыдущем пункте Программы проверки поручения
Правительства в части установки приборов учета и регулирования потребления
коммунальных услуг.
Уровень оснащения этими приборами по
итогам за 1997 год и I полугодие текущего года. Какова окупаемость приборов
учета, насколько снизилось потребление воды, тепла и газа в результате
установки счетчиков. За счет каких источников
устанавливаются приборы учета воды, тепла и газа в жилищном фонде. Привлекаются
ли внебюджетные средства для решения этой проблемы.
На основании материалов изучения
необходимо дать общую оценку проводимой работы по реформированию жилищно -
коммунального хозяйства в целом по региону, в результате которого изменяется
система управления отраслью, осуществляется постепенный переход на рыночные
отношения, увеличивается доля населения в оплате жилищно - коммунальных услуг с
одновременной адресной дотацией низкооплачиваемых категорий населения,
сокращаются бюджетные дотации.
Материалы проверки вместе с выводами и
предложениями целесообразно доложить соответствующим органам исполнительной
власти и представить в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 1
октября 1998 года.
Примечание: стоимостные показатели в
прилагаемых к Программе таблицах, включая данные за 1996 - 1997 годы,
указываются в ценах с 1 января 1998 года.
Заместитель Руководителя
Департамента территориальных
бюджетов
Л.К.ЧЕМЕРИЦКИЙ
Таблица N 1
┌──┬────────────────────┬─────────────────────┬───────────────────┐
│N │ │ По федеральному │ Принято в регионе │
│ │ │ стандарту │ │
│ │ ├──────────┬──────────┼─────────┬─────────┤
│ │ │на 1997 г.│на 1998 г.│в 1997 г.│в 1998 г.│
├──┼────────────────────┼──────────┼──────────┼─────────┼─────────┤
│1.│Социальная
норма │ │ │ │ │
│ │площади на одного │ │ │ │ │
│ │члена семьи из │ │ │ │ │
│ │и более человек │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│2.│Доля
платежей │ │ │ │ │
│ │граждан в %
от │ │ │ │ │
│ │стоимости предо- │ │ │ │ │
│ │ставляемых
ЖКУ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│3.│Максимально
допус- │ │ │ │ │
│ │тимая доля
расходов │ │ │ │ │
│ │граждан на оплату │ │ │ │ │
│ │ЖКУ в совокупном │ │ │ │ │
│ │доходе
семьи │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│4.│Предельная
стоимость│ │ │ │ │
│ │предоставляемых ЖКУ │ │ │ │ │
│ │на 1 кв. м общей │ │ │ │ │
│ │площади жилья в │ │ │ │ │
│ │месяц - рублей │ │ │ │ │
└──┴────────────────────┴──────────┴──────────┴─────────┴─────────┘
Таблица N 2
Таблица N 3
НОРМАТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЖКУ
И СТОИМОСТЬ УСЛУГ В РАСЧЕТЕ НА 1 КВ. МЕТР
В МЕСЯЦ
┌──────────────────────┬────────────┬─────────┬────────┬─────────┐
│ │ Норматив
│ С-сть │Фактич. │Процент │
│ │потребления │ услуг │оплата │оплаты │
│ │ услуг на
│в расчете│1 кв. м │(гр. 4 : │
│ │ 1 чел.
│ на 1 кв.│площади │: гр. 3
x│
│ │ в месяц
│ метр │(рублей)│x 100) │
│ │ │(рублей) │ │ │
├──────────────────────┼────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│ 1 │ 2
│ 3 │
4 │ 5 │
├──────────────────────┼────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│1.
Содержание жилфонда│ │ │ │ │
│ - всего │ │ │ │ │
│ (руб. за 1 кв. м) │
│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ в том числе: │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│-
затраты на капремонт│ │ │ │ │
│-
содержание мест │ │ │ │ │
│ общего пользования │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│2.
Отопление и горячая│ │ │ │ │
│ вода │ │ │ │ │
│ (руб. за 1 Гкал) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3.
Водопровод и кана- │ │ │ │ │
│ лизация │ │ │ │ │
│ (руб. за 1 куб. м) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│4.
Газ (сетевой) │ │ │ │ │
│ (руб. за 1 куб. м) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│5.
Электроэнергия │ │ │ │ │
│ (руб. за 1 кВт/час)│ │ │ │ │
├──────────────────────┼────────────┼─────────┼────────┼─────────┤
│ Итого: │ │ │ │ │
└──────────────────────┴────────────┴─────────┴────────┴─────────┘
Примечание. а) Фактическая оплата
показывается с учетом субсидий и льготников;
б) данные заполняются за 1996 и 1997
годы, а также за I полугодие 1997 и 1998 годов.
Таблица N 4
Таблица N 6
СООТНОШЕНИЕ ПРИРОСТА ПЛАТЕЖЕЙ
ЗА ЖКУ И ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ
┌──────────────────────────────┬────────────┬────────────────────┐
│ │ 1997 год
к │I полуг. 1998 года к│
│ │ 1996
году │I полуг.
1997 года │
├──────────────────────────────┼────────────┼────────────────────┤
│ │ │ │
│1.
Прирост суммы платежей │ │ │
│ населения за ЖКУ │ │ │
│ (тыс. рублей) │ │ │
│ │ │ │
│ То же в процентах: │ │ │
│ │ │ │
│2.
Прирост выплат жилищных │ │ │
│ субсидий (тыс. рублей) │ │ │
│ │ │ │
│ То же в процентах │ │ │
└──────────────────────────────┴────────────┴────────────────────┘
Примечание. Данные по строке 1 берутся из
таблицы N 4 (стр. 4); по строке 2 - из таблицы N 5 (стр. 6).
Таблица N 7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЖИЛЬЕ,
ОБСЛУЖИВАЕМОЕ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ
┌──────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│ │ июль │октябрь│январь
│апрель │ июль │
│ │1997 г.│1997
г.│1998 г.│1998 г.│1998
г.│
├──────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Объем
муниципального
│ │ │ │ │ │
│жилого
фонда, обслужи- │ │ │ │ │ │
│ваемого предприятиями,
│ │ │ │ │ │
│отобранными
на конкурсной │ │ │ │ │ │
│основе
- тыс. кв. м │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│То
же в % к общему объему │ │ │ │ │ │
│жилого
фонда │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Справочно: │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Средняя
цена обслуживания,│ │ │ │ │ │
│предложенная заказчиком
│ │ │ │ │ │
│(в расчете за 1 кв. м
│ │ │ │ │ │
│общей
площади в месяц) - │ │ │ │ │ │
│рублей │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Средняя
цена обслуживания,│ │ │ │ │ │
│предложенная победителем
│ │ │ │ │ │
│конкурса (на 1 кв. м общей│ │ │ │ │ │
│площади
в месяц) - рублей │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │
│Суммарная
экономия │ │ │ │ │ │
│(тыс.
рублей) │ │ │ │ │ │
└──────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘