МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 апреля 1998 г. N 11-01-08/150
ПО ЗАПРОСУ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Д. ВЕНГЕРОВСКОГО
В соответствии с поручением Правительства
Российской Федерации от 28.03.98 N БН-П2-09024 Минфин России рассмотрел запрос
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Д.
Венгеровского и сообщает информацию по затронутым вопросам.
По вопросу присоединения Российской
Федерации к Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов
(FATF).
Согласно Положению
о Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю одной из задач,
стоящих перед ВЭК России, является участие в разработке и осуществлении
программ международного сотрудничества в области валютного и экспортного
контроля по каналам международных, региональных и национальных
правительственных и неправительственных организаций, обеспечение взаимодействия
с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств.
Федеральной службой России по валютному и
экспортному контролю проводится определенная работа по вступлению в FATF
совместно с МИД России, МВЭС России и другими заинтересованными министерствами
и ведомствами, однако, это длительный процесс, при котором необходимо выполнить
более 40 рекомендаций указанной международной организации.
По вопросу создания единого
межведомственного органа финансового контроля.
В соответствии с Посланием Президента
Российской Федерации Федеральному Собранию от 06.03.97 "Порядок во власти
- порядок в стране" (О положении в стране и основных направлениях политики
Российской Федерации) разрабатывается концепция системы государственного
контроля, предполагающая четкое разграничение функций и полномочий
контролирующих органов, ликвидацию дублирующих друг друга контролирующих служб.
Возглавляет данную работу Минэкономики России.
Согласно указанному документу исполнение
бюджета должно осуществляться исключительно через казначейскую систему. Все
доходы и расходы бюджета должны проходить через единый счет федерального
казначейства.
Минфин России, в соответствии с
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального
бюджета.
Что касается
вопроса валютного контроля, то в соответствии с Законом от 9 октября 1992 г. N
3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" органами
валютного контроля являются Банк России, Правительство Российской Федерации,
ГТК России (в соответствии с Таможенным кодексом) и ВЭК России, реализующий
функции Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю.
В связи с тем, что действующий Закон
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
был принят в октябре 1992 года и экономика Российской Федерации (в том числе
внешнеэкономическая деятельность) претерпела существенные изменения за истекший
период, принятие новой редакции Закона - назревшая необходимость.
В настоящее время в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации находится проект Федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
валютном регулировании и валютном контроле". Необходима скорейшая
доработка и принятие находящегося в Государственной Думе Федерального Собрания
Российской Федерации указанного проекта Федерального закона с учетом замечаний
и предложений, высказанных министерствами и ведомствами в соответствии с
поручением Правительства Российской Федерации от 26.04.97 N АЧ-П2-13144.
По вопросу введения в действие
Государственного реестра по учету зарегистрированных за рубежом российских
коммерческих структур.
В соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 06.07.94 N 655 "О Государственной
регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации"
осуществляется регистрация предприятий, созданных за рубежом с участием
российского капитала. Однако нет ни одного законодательного акта, обязывающего
резидентов зарегистрировать находящийся за рубежом капитал вне зависимости от
форм собственности и времени его появления за границей.
Что касается
вопроса урегулирования международных соглашений в области борьбы с незаконными
финансовыми операциями, то Минфин России полагает, что в случае наличия у
депутата А.Д. Венгеровского конкретных предложений по корректировке
существующих международных соглашений в данной области Правительство Российской
Федерации может их рассмотреть в установленном порядке и в случае необходимости
войти с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального
Собрания.
А.Л.КУДРИН