МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 мая 1998 г. N 7-02-00/285
Министерство
финансов Российской Федерации в соответствии с планом основных вопросов
экономической и контрольной работы Минфина России на 1998 год (пункт 8.7),
одобренного коллегией Минфина России 12 марта 1998 года (решение N 1-3),
направляет Примерную программу проверки целевого и эффективного использования
государственных инвестиций, осуществляемых за счет средств федерального бюджета
на возвратной и безвозвратной основе, предприятиями и организациями министерств
и ведомств Российской Федерации.
Минфин России просит осуществить проверки
целевого и эффективного использования государственных инвестиций по прилагаемой
Программе в организациях и на предприятиях региона, указанных в Приложении к
настоящему письму, а материалы проверок с предложениями направить в Департамент
инвестиций Минфина России не позднее 20 августа 1998 года.
Заместитель Министра
А.Ю.ПЕТРОВ
Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
А.А.АСТАХОВ
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПРОВЕРКИ ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
НА ВОЗВРАТНОЙ И БЕЗВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ, ПРЕДПРИЯТИЯМИ
И ОРГАНИЗАЦИЯМИ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Планом основных вопросов экономической и
контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на 1998 год
(пункт 8.7) предусмотрено провести проверку целевого и эффективного
использования капитальных вложений, выделяемых за счет средств федерального
бюджета на безвозвратной и возвратной основе, предприятиями и организациями
министерств и ведомств Российской Федерации и подготовить предложения по ее
результатам.
Цель проверки - выявление фактов
нецелевого и неэффективного использования капитальных вложений, выделяемых за
счет средств федерального бюджета, и принятие мер по возврату их в федеральный
бюджет.
Проверка проводится специалистами
Департамента инвестиций и финансовых органов субъектов Российской Федерации.
Перед выездом на проверку проверяющему рекомендуется ознакомиться с:
- информацией территориальных органов
федерального казначейства "Об использовании средств федерального бюджета,
направленных на капитальные вложения в разрезе федеральных программ, строек,
объектов", представляемых ежемесячно по форме, сообщенной письмом Минфина
России от 11.05.95 N 3-Е1-5;
- нормативно - методическими документами
о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории
Российской Федерации (перечень прилагается).
Уточнить объемы капитальных вложений,
предусмотренных в федеральной инвестиционной программе, в соответствии с
перечнем строек и объектов, формируемым Министерством экономики Российской
Федерации.
В процессе проверки необходимо:
- ознакомиться с уставом (положением),
учредительными документами проверяемой организации, ее уставными целями и
задачами;
- проверить наличие:
1) титульных списков вновь начинаемых
строек с разбивкой по годам и соответствие их объемов капитальных вложений
объемам, предусмотренным в соответствующих федеральных программах;
2) сводных сметных расчетов стоимости
строительства;
3) заключения государственной
вневедомственной экспертизы по проектной документации;
4) подрядного договора (контракта) между
заказчиком и подрядчиком на весь период строительства с указанием формы
расчетов за выполненные работы, а по переходящим стройкам - наличие
дополнительного соглашения к договору подряда, уточняющего объемы работ по
результатам предыдущего года. При проверке стройки представить информацию о
проведении подрядных торгов.
Особое внимание необходимо уделить
приложениям к договору подряда, материалам, определяющим договорную стоимость
строительства объекта.
В случае отсутствия указанной
документации или неправильного ее утверждения вносить предложения о прекращении
финансирования стройки и о возврате бюджетных средств.
В ходе проверки необходимо отразить весь
процесс финансирования по следующим направлениям:
1. Дата и сумма платежного документа
(платежного поручения, реестра), отправленного из Минфина России.
2. Дата и сумма поступления средств на
счет распорядителя;
3. Направления использования средств
определенных исходя из выписки банка.
4. Номер, дата платежного поручения и
сумма разассигнованных средств получателям (номер авизо).
5. Дата и сумма отправки банком средств
непосредственно получателю.
6. Зачисление средств на счет получателя.
В ходе проверки необходимо установить
обоснованность документов, по которым производились перечисления средств (акты
выполненных работ, авансовые назначения, предъявленные счета и т.д.).
Указанные данные отражаются в таблицах 1
и 2 (прилагаются) с краткими пояснениями причин отклонения по срокам и
назначениям.
Данные о фактически выполненных объемах
работ должны соответствовать данным отчета 2-кс, составленного на основании
актов выполненных работ и затрат, подписанных подрядчиком и подтвержденных
заказчиком о принятии работ согласно заключенным договорам и контрактам.
Следует проверить правильное отражение
получения и использования бюджетных средств на счетах бухгалтерского учета.
При выявлении факта невыполнения
обязательств сторонами договора - подряда (контракта)
необходимо отразить, в какой мере реализованы предусмотренные в договоре
санкции по имущественной ответственности сторон.
Для оценки возможностей предприятия в
направлении собственных средств на строительство объекта следует выяснить:
а) наличие незавершенного строительства,
в том числе не завершенных строительством жилых домов. Какие меры принимались
по вовлечению незавершенного строительства в хозяйственный оборот. Выставлялось
ли оно на продажу на аукционах;
б) использование собственных средств,
направляемых на капитальное строительство:
- амортизационных отчислений в доле
средств капитальных вложений, предусмотренных и фактически используемых с
учетом переоценки основных фондов, движение амортизации, применение ускоренной
амортизации и целевое использование этих средств;
- прибыли и других средств
предприятия.
При проверке целевого использования
выделенных государственных инвестиций за счет средств федерального бюджета
следует обратить внимание на наличие следующих фактов нецелевого использования
бюджетных средств:
- погашение кредиторской задолженности
сверх установленных лимитов капитальных вложений;
- помещение бюджетных средств в банк на депозитные счета, использование для
предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой валюты,
а также передача другим банкам на договорных условиях с взиманием процентов и
комиссий, отвлечение в другие операции краткосрочного характера;
- отвлечение средств на приобретение
машин, механизмов, оборудования, не требующего монтажа и не входящего в смету
стройки, и не предусмотренных сводным сметным расчетом;
- оплату проектно - изыскательских работ
по другим объектам за счет средств, выделенных для финансирования затрат по
данной стройке;
- перефинансирование объектов социальной
сферы и жилья за счет производственных строек;
- оплату работ по внеплановым объектам;
- оплату услуг других организаций: не
имеющих отношения к затратам по данной стройке (приобретение горюче - смазочных
материалов, оплата стройматериалов для текущего ремонта служебных помещений,
услуги ГАИ по регистрации автомобилей заказчика и другие);
- оплату страхования сырья, погашение
процентов и маржи за пользование инвестиционным льготным кредитом, пени и
штрафы за несвоевременные платежи и расчеты, целевые
перечисления для погашения задолженности по заработной плате аппарату
управления за счет капитальных вложений и другие.
В материалах проверки следует указать
сумму уплаченных процентов за пользование заемными средствами федерального
бюджета.
В ходе проверки при необходимости могут
быть изучены и другие вопросы.
По результатам проверки составляется
соответствующая справка, а также заполняются таблицы 1, 2, 3, 4, прилагаемые к
настоящей Программе.
Материалы проверки должны быть закреплены
подписями проверяющих, руководителя и главного
бухгалтера организации.
Руководитель Департамента
инвестиций
В.В.КОСТЫРКО
Приложение
к Программе проверки
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНО - МЕТОДИЧЕСКИХ,
ИНСТРУКТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РУКОВОДСТВА
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1. Временное положение о финансировании и
кредитовании капитального строительства на территории Российской Федерации,
утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994
г. N 220 (письмо Минфина России от 4 апреля 1994 г. N 44).
2. Указ Президента Российской Федерации
от 8 апреля 1997 г. "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и
сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для
государственных нужд" (Положение об организации закупок товаров, работ и
услуг для государственных нужд).
3. Указание Министерства финансов
Российской Федерации от 11 мая 1995 г. N 3-Е1-5 "О порядке исполнения
федерального бюджета по финансированию отдельных видов расходов и федеральных
целевых программ, осуществляемых на территории субъектов Российской Федерации
органами федерального казначейства".
4. Схема Центрального банка Российской
Федерации о выделении и возврате средств федерального бюджета, предоставляемых
на возвратной и платной основе для финансирования инвестиционных программ (от
27 сентября 1995 г. N 195 и от 27 сентября 1995 г. N 196 за подписью и.о. председателя Центрального банка Российской Федерации
Т.В. Парамоновой).
5. Положение о подрядных торгах,
утвержденное распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13
апреля 1993 г. N 660-р/18-7.
6. Порядок определения стоимости
строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях
развития рыночных отношений, введенный в действие письмом Госстроя России от 29
декабря 1993 г. N 12-349.
Таблица 3
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
__________________________________
(наименование предприятия)
(млн. руб.)
┌───────────────────────────────────────┬───────┬────────┬───────┐
│ │199_
г.│Истекший│199_ г.│
│ │
отчет │ период │прогноз│
│ │ │199_ г. │ │
│ │ │ отчет │
│
├───────────────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├───────────────────────────────────────┼───────┼────────┼───────┤
│1.
Производство продукции в натуральном│ │ │ │
│ выражении: │ │ │ │
│ (ед. измерения) │ │ │ │
│______________________________________
│ │
│ │
│______________________________________
│ │ │ │
│______________________________________
│ │ │ │
│______________________________________
│ │ │ │
│______________________________________
│ │ │ │
│(3
- 5 наименований) │ │ │ │
│2.
Товарная продукция │ │ │ │
│ - в сопоставимых ценах │ │ │ │
│ - в действующих ценах │ │ │ │
│3.
Прибыль │ │ │ │
│4.
Рентабельность (в %) │ │ │ │
│ - к себестоимости товарной продукции│ │ │ │
│ - к себестоимости реализованной │ │ │ │
│ продукции │ │ │ │
│5.
Платежи в бюджет │ │ │ │
│ - причитающиеся к
уплате │ │ │ │
│ - фактически внесено │ │ │ │
└───────────────────────────────────────┴───────┴────────┴───────┘
Таблица 4
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
ПО ______________________________
(наименование предприятия)
(млн.
руб.)
┌────────────────────────────────────┬────────┬─────────┬────────┐
│ Показатели │199_ год│Истекший
│199_ год│
│ │
отчет │ период │прогноз │
│
│ │199_ года│ │
│ │ │
отчет │ │
├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤
│Балансовая
прибыль │ │ │ │
│Необлагаемая
прибыль │ │ │ │
│в
том числе: │ │ │ │
│направленная на содержание объектов │ │ │ │
│соцсферы и жилого фонда │ │ │ │
│ │ │ │ │
│Налог
на прибыль │ │ │ │
│Прибыль,
остающаяся в распоряжении │ │ │ │
│предприятия │ │ │ │
│в
том числе: │ │ │ │
│-
фонд потребления │ │ │ │
│-
фонд накопления │ │ │ │
│-
благотворительные цели │ │ │ │
│-
другие цели │ │ │ │
│ Справочно: │ │ │ │
│ Из прибыли, остающейся в │ │ │ │
│ распоряжении
предприятия, │ │ │ │
│ показать: │ │ │ │
│ суммы, направленные на погашение │
│ │ │
│ просроченного кредита │ │ │ │
│ (если
предприятие │ │ │ │
│ пользовалось кредитами банков) │ │ │ │
└────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴────────┘
Руководитель предприятия
Главный бухгалтер
Исполнитель: Фамилия И.О.
N телефона
Приложение
к письму Минфина России
от 8 мая 1998 г. N 7-02-00/285
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, СТРОЕК,
НА КОТОРЫХ
ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОВЕРКУ
ЦЕЛЕВОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ НА БЕЗВОЗВРАТНОЙ И ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ
ПО КОМИТЕТУ ПО ФИНАНСАМ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Адрес:
125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6
Наименование объекта:
ЦАБ "Авиалесоохрана"
Мелик - Давидова М.А. 298-97-46
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (в ценах 1997 года)
- бюджетные ассигнования 13140,0
- расчеты в особом порядке 26698,4
Адрес:
125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6
Наименование объекта:
АО "Компания нутритек" завод
лечебного питания, Московская
область
Госзаказчик:
Минсельхозпрод России
Жижина
298-92-11
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (в ценах 1997 года)
- бюджетные ассигнования 14100
в т.ч. на
погашение кредитор-
ской
задолженности за 1996 год 4000
текущее финансирование 10100
1998 год (в ценах 1998 года)
- бюджетные ассигнования 6
в т.ч. на
погашение кредиторской
задолженности за 1997 год 6
Адрес:
125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6
Наименование объекта:
АО "Братцевское"
птицефабрика "Луневская" цех детского
питания
Госзаказчик:
Минсельхозпрод России
Жижина
И.Н. 298-92-11
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (в ценах 1997 года)
- бюджетные ассигнования 9700
в т.ч. на
погашение кредиторской
задолженности за 1996 год 7700
текущее финансирование 2000
Адрес:
125319, г. Москва, ул. Коккинаки, 6
Наименование объекта:
Центр подготовки спасателей МЧС, г. Ногинск
Андросова В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.) в ценах 1997 г.
кредит под гарантию
договор поручительства
N 803 от 12.05.97
с АКБ "Сбербанк" на
общую сумму 63000 млн. руб. 7579
в т.ч. на
погашение
кредиторской задолжен-
ности за 1996
г.
1416,4
Наименование объекта:
Академия гражданской защиты, МЧС, г. Новогорск
Андросова
В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (цены 1997 года)
- Кредит. Договор поручительства
N 803 от 12.05.97 с АКБ
"Сбербанк"
на общую сумму 63000 32415,9
- бюджетные ассигнования
(целевой
финансовый резерв МЧС) - ЦФР 15516,0
1998 год (цены 1998 года)
- бюджетные ассигнования
(целевой
финансовый резерв МЧС) 4,1
Наименование объекта:
Центроспас -
Жуковский, МЧС
Андросова В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (цены 1997 года)
- Кредит. Договор поручительства
N 803 от 12.05.97 с АКБ
"Сбербанк"
на общую сумму 63000 млн. руб. 4056
- прямые ассигнования (ЦФР МЧС) 1608
1998 год (цены 1998 года)
- прямые ассигнования (ЦФР МЧС) 4,1
Наименование объекта:
В/часть 35489, МЧС, г. Москва
Андросова В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (цены 1997 года)
- Кредит. Договор поручительства
N 803 от 12.05.97 на общую
сумму 63000 6084
- бюджетные ассигнования
(ЦФР)
7504
Объекты оздоровительного комплекса
"Спасатель"
Андросова В.Ю. 298-92-84
виды финансирования (млн. руб.)
1997 год (цены 1997 года)
- Кредит. Договор поручительства
от 12.05.97 N 803 на общую
сумму 63000 5780
- бюджетные ассигнования (ЦФР) 1072
1998 год (цены 1998 года)
- бюджетные ассигнования (ЦФР) 1,9