МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 мая 1998 г. N 22-01-01
Во исполнение
поручения Правительства Российской Федерации Минфин России рассмотрел
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
от 20 марта 1998 г. N 2317-II ГД "Об обращении Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации о первоочередных мерах по выводу России из кризиса и
обеспечению социально - экономического развития страны" и в части, относящейся к компетенции министерства, сообщает.
Принцип реальности
федерального бюджета законодательно закреплен Законом РСФСР от 10 октября 1991
г. N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР", а также определен в принятом Государственной Думой во втором
чтении проекте Бюджетного кодекса. В
настоящих условиях использование принципа "расходы по доходам" при
формировании федерального бюджета является залогом обеспечения реальности
федерального бюджета. В случае отказа от указанного принципа расходы бюджета
могут быть сформированы в отрыве от объема доходов, что приведет к неконтролируемому
росту дефицита федерального бюджета.
Исполнение бюджета,
составленного по предлагаемым в обращении Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации принципам, потребует либо эмиссионного
финансирования дефицита бюджета за счет прямых кредитов Банка России, либо
привлечения дополнительных денежных средств путем их заимствования на
внутреннем и внешнем рынках. Однако
увеличение уровня монетизации экономики путем дополнительной эмиссии,
превышающей спрос на деньги, вызовет резкое увеличение совокупного спроса,
который при существующей в настоящее время производственной системе не сможет
быть обеспечен соответствующим быстрым ростом совокупного предложения. Последующий вслед за этим рост цен может серьезно нарушить процесс
адаптации экономических агентов к работе в условиях снижающейся инфляции и
повлечет за собой новый виток инфляции, что в свою очередь приведет к росту
доходности по государственным ценным бумагам, росту расходов по обслуживанию
государственного долга, а также вызовет отток иностранных инвесторов с
российского рынка. Данные негативные явления, в свою очередь, приведут к
потере возможности получения льготных кредитов международных финансовых
организаций и осуществления внешних заимствований, являющихся наиболее привлекательными
в связи с длительными сроками их использования и низкими процентными ставками.
Политика, нацеленная на увеличение
внутренних и внешних заимствований, будет способствовать наращиванию размера
государственного долга, обслуживание которого в 1998 году составит по
предварительной оценке 31,4% расходной части бюджета.
Таким образом, отказ от принципа
"расходы по доходам" при формировании федерального бюджета будет
иметь серьезные негативные последствия и сведет на нет прежние усилия
Правительства Российской Федерации по обеспечению финансовой стабилизации в
стране.
Относительно вопросов защиты внутреннего
рынка и отмены необоснованных льгот в таможенном законодательстве сообщаем
следующее:
Законом Российской Федерации от 13
октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности" определены основные принципы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, предусмотрены меры по
защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней
торговли.
Федеральным законом от 14 апреля 1998 г.
N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации
при осуществлении внешней торговли товарами" устанавливается порядок
ведения и применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации
при осуществлении внешней торговли как инструментов внешнеторговой политики,
регулирования и защиты внутреннего рынка Российской Федерации.
В течение последних лет Правительство
Российской Федерации проводит политику регулирования импорта алкогольной
продукции и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в
связи с чем принимаются соответствующие нормативные
правовые акты.
Кроме того, в
соответствии с Заявлением Правительства и Центрального банка Российской
Федерации об экономической и структурной политике на 1998 г. одними из
основополагающих задач в области структурной политики на 1998 год являются
упорядочение системы лицензирование импорта алкогольной продукции и сокращение
числа льгот по уплате импортных пошлин, предусмотренных Законом Российской
Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе".
Осуществление жесткого государственного
контроля в финансово - кредитной сфере осуществляется путем обеспечения
стабильности цен и устойчивости национальной валюты; устойчивости банковской
системы и защищенности интересов вкладчиков; нормализации финансовых потоков и
расчетных отношений. Условием решения этих задач является соблюдение
необходимого размера золотовалютного запаса, регулирование уровня дефицита
федерального бюджета, определенных пропорций внешнего и внутреннего долга
страны, уровня сбалансированности платежного баланса, развитие российского
финансового рынка и рынка ценных бумаг, а также обеспечение активизации
инвестиционной деятельности.
Что касается усиления контроля
за использованием бюджетных средств, то в соответствии с подписанным
Заявлением Правительства и Центрального банка Российской Федерации об
экономической и структурной политике на 1998 г. предусматривается ужесточить
контроль за расходами федерального бюджета, обеспечить их рационализацию исходя
из определения приоритетов в области расходов. В том числе:
- для контроля и совершенствования
управления кассовыми расходами планируется перевод в апреле 1998 года всех
федеральных ведомств, за исключением Министерства обороны Российской Федерации,
на исполнение бюджета через систему федерального казначейства. В настоящее
время через казначейскую систему финансируются более 2/3 всех указанных в
ведомственной структуре расходов бюджетной классификации Российской Федерации
министерств и ведомств;
- для установления контроля
за расходами федерального бюджета и укрепления платежной дисциплины
предусматривается введение обязательного представления бюджетными организациями
документов, подтверждающих принятие бюджетных обязательств, в соответствующие
органы федерального казначейства;
- для обеспечения полноты и прозрачности
операций с государственными средствами, начиная со второго квартала 1998 г.,
намечено ежеквартальное предоставление отчетности по валовому движению средств,
имеющих бюджетный характер и поступающих на внебюджетные счета всех
бюджетополучателей, а также по списанию средств с этих счетов.
Статс - секретарь,
Первый заместитель Министра
В.А.ПЕТРОВ