Проблемная ситуация: Сельскохозяйственная организация
(плательщик ЕСХН) просит дать разъяснения.
Каков порядок, условия и процедура
возврата организации на общий режим налогообложения в случае, если в период
применения ЕСХН организация начинает осуществлять производство подакцизных
товаров, а также осуществлять виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, или
открывает филиалы? Какова ответственность налогоплательщика, допустившего
нарушения применения ЕСХН? Каков порядок применения НДС? Утрачивает ли при этом
организация право на возмещение сумм "входного" НДС, уплаченного
поставщикам товаров?
Относится ли в целях исчисления ЕСХН к готовой продукции сельскохозяйственного
товаропроизводителя продукция, произведенная для него на давальческих началах
сторонней организацией и реализованная самим налогоплательщиком?
Значительное число сельскохозяйственных
товаропроизводителей имеют столовые, которые оказывают услуги общественного
питания работникам этих организаций. Подлежат ли переводу на ЕНВД в данной
ситуации услуги общественного питания?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 ноября 2004 г. N 03-03-02-04/2/7
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения системы
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сообщает
следующее.
Глава 26.1 "Система налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
налог)" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не
содержит особых положений, касающихся возврата налогоплательщика на общий режим
налогообложения в случае нарушения ограничений, изложенных в п.3 ст.346.2
Кодекса.
Так, п.3 ст.346.2 Кодекса определяет, что
не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) организации и индивидуальные
предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные
предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3
настоящего Кодекса;
3) организации, имеющие филиалы и (или)
представительства.
По мнению
Департамента, плательщики единого сельскохозяйственного налога, которые в
течение налогового периода стали осуществлять производство подакцизных товаров,
а также осуществлять виды деятельности, переводимые на систему налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и
организации, открывшие филиалы и (или) представительства, должны произвести
перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения, за
весь указанный налоговый период. При этом, по нашему мнению, данные налогоплательщики не уплачивают
пеней и штрафов за несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по
налогам.
Также сообщаем, что с момента перехода
организаций, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, на общий режим
налогообложения эти организации с момента такого перехода, то есть с начала
налогового периода, признаются плательщиками налога на добавленную стоимость,
и, соответственно, операции по реализации товаров (работ, услуг),
осуществляемые этими организациями, подлежат налогообложению данным налогом.
При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику товаров
(работ, услуг), подлежат вычетам в общеустановленном порядке.
Что касается вопроса отнесения к готовой
продукции сельскохозяйственного товаропроизводителя продукции, произведенной
для него на давальческих началах сторонней организацией и реализованной самим
налогоплательщиком, сообщаем, что, по нашему мнению, данная продукция
включается в общий объем готовой продукции сельскохозяйственного
товаропроизводителя, исчисляемый в целях п.1 ст.346.2 Кодекса.
По вопросу перевода
на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности
столовых, через которые сельскохозяйственные товаропроизводители оказывают
услуги общественного питания своим работникам, сообщаем следующее.
Пункт 1 ст.346.26 Кодекса определяет, что
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие законами
субъектов Российской Федерации.
Согласно пп.5 п.2 ст.346.26 Кодекса
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных
видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в том числе в отношении такого вида
предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания,
осуществляемое при использовании зала площадью не более 150 кв. м.
При этом, как отмечалось выше, в
соответствии с п.3 ст.346.2 Кодекса не вправе перейти на уплату единого
сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели,
переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности в соответствии с гл.26.3 настоящего Кодекса.
Таким образом, в
случае если законодательством о налогах и сборах субъекта Российской Федерации,
в котором находится данный сельскохозяйственный товаропроизводитель, вид деятельности
- оказание услуг общественного питания, осуществляемое при использовании зала
площадью не более 150 кв. м, переводится на уплату единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности, по нашему мнению, столовые,
обслуживающие работников сельскохозяйственного товаропроизводителя, должны
перейти на данный специальный налоговый
режим. Вследствие чего данные сельскохозяйственные товаропроизводители не имеют
права применять специальный налоговый режим для сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
05.11.2004