Проблемная ситуация: В настоящее время в налоговом
законодательстве отсутствуют нормы, признающие консолидированную группу в
качестве единого налогоплательщика. Каковы перспективы решения данного вопроса?
Поддерживаются ли предложения военно-промышленного комплекса о признании его
консолидированным налогоплательщиком по НДС, региональным и местным налогам?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 июня 1996 г. N 04-07-07
Рассмотрев Ваше письмо, Департамент
налоговых реформ сообщает следующее.
Статья 13 Федерального закона Российской
Федерации от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ предусматривает, что участники
финансово-промышленной группы могут быть признаны консолидированной группой
налогоплательщиков в случаях и в порядке, установленных законодательством
Российской Федерации о налогах. В настоящее время в налоговом законодательстве
отсутствуют нормы, признающие консолидированную группу в качестве единого
налогоплательщика.
Что касается существа вопроса, сообщаем
следующее. Проектом Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается
консолидация для целей налогообложения только в части налога на прибыль и не
предусматривается консолидация по иным налогам (в том числе НДС).
Кроме того, проектом Кодекса
устанавливается порядок включения предприятий в группу, признаваемую
консолидированным налогоплательщиком, и выхода из нее. В проекте Кодекса
предусмотрена возможность консолидации российских предприятий для целей
налогообложения при определенных условиях. Для этой цели в составе одной
консолидированной группы налогоплательщиков могут объединяться материнская и ее дочерние компании. Группа
налогоплательщиков, принявшая решение о создании единого налогоплательщика,
уплачивает налог на прибыль на основе консолидированного баланса. Все операции
внутри группы будут рассматриваться как внутризаводской оборот предприятия и выводиться из-под налогообложения. Убытки
одного предприятия могут погашаться за счет прибыли другого
предприятия-участника этой группы. Не будет попадать под налогообложение
централизованное приобретение оборудования и передача его, а также передача
финансовых ресурсов в рамках такой группы. На первом этапе
консолидация будет разрешаться в пределах юридического лица и в тех случаях,
когда доля участия материнского предприятия в дочерних составляет 100
процентов, в дальнейшем - по мере накопления опыта - доля материнского
предприятия может быть снижена до 80 процентов.
Что касается предложения о
распространении порядка расчетов с бюджетом как консолидированного
налогоплательщика по НДС, то принятие этого предложения нецелесообразно.
Механизм расчетов по НДС предполагает последовательную уплату налога с прироста
стоимости. Отсрочка платежей в бюджет НДС до момента окончательной реализации
продукции, произведенной в рамках группы, существенно повышает риск потерь всей
суммы НДС, начисленного за время прохождения продукции по технологической
цепочке в случае неплатежей или несвоевременной оплаты на завершающем этапе.
Не может быть также поддержано
предложение военно-промышленного комплекса о признании его консолидированным
плательщиком по региональным и местным налогам. В условиях действующего
налогового законодательства это может привести к коллизии бюджетных интересов
различных регионов. Что касается проекта Налогового кодекса, то им предусматривается
уплата имущественных налогов в бюджеты по месту нахождения соответствующего
имущества.
26.06.96 Руководитель Департамента
налоговых реформ
А.И.ИВАНЕЕВ