Проблемная ситуация: МУП (пассажирское
автотранспортное предприятие) осуществляет городские автотранспортные перевозки
и, кроме того, имеет мобилизационное задание на содержание автоколонны
войскового типа, в состав которой входят 82 единицы транспортных средств.
Согласно Положению о порядке
экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики,
утвержденному Минэкономразвития России, Минфином России и МНС России
02.12.2002, МУП имеет право на льготу по налогу на имущество и земельному
налогу. Данная налоговая льгота позволяла снизить налоговое бремя МУП и
частично улучшить его финансово-экономическое положение.
В феврале 2004 г. МУП произвело расчет
льгот по налогам согласно указанному Положению и представило расчет на
утверждение руководителю департамента Министерства транспорта РФ. Однако ввиду
реорганизации министерства документы до сих пор не утверждены.
В связи со сложившейся ситуацией просим
разъяснить, каков порядок предоставления льгот по земельному налогу и налогу на
имущество организаций в 2004 г. в отношении организаций, имеющих
мобилизационные задания (заказы)?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 ноября 2004 г. N 03-06-01-03/03
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу о порядке
предоставления льгот по земельному налогу и налогу на имущество организаций в
2004 г. в отношении организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы),
сообщает следующее.
В соответствии с
пп.3 п.1 Приложения 20 к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О
Федеральном бюджете на 2004 год" с 1 января по 31 декабря 2004 г.
приостановлено действие ст.ст.7 - 11 Закона Российской Федерации от 11.10.1991
N 1738-1 "О плате за землю" в части взимания платы за землю с
земельных участков, непосредственно занятых законсервированными и (или) не используемыми в текущем производстве объектами
мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, а также
испытательными полигонами и складами для хранения всех видов мобилизационных
запасов.
Кроме того, согласно
Федеральному закону от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и
дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу
актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" с 1
января 2004 г. вступила в силу гл.30
"Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс), в связи с чем с
указанной даты утратил силу Закон Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1
"О налоге на имущество предприятий".
Пунктом 8 ст.381
Кодекса установлено, что освобождаются от обложения налогом на имущество
организации в отношении объектов мобилизационного назначения и мобилизационных
мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве;
испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой
системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством
Российской Федерации к объектам особого назначения.
При этом данная налоговая льгота, в
соответствии с п.2 ст.4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ, утрачивает
силу с 1 января 2005 г.
Кроме того, необходимо учитывать, что
ранее в соответствии с п."и"
ст.5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"
льгота в отношении находящихся на балансе организаций мобилизационных мощностей
распространялась на мобилизационные мощности, как используемые, так и не
используемые в текущем производстве на основании мобилизационного задания,
установленного соответствующими органами исполнительной власти или
организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации доводить эти
задания до непосредственных исполнителей, утвержденного перечня имущества,
связанного с его обеспечением, и договоров (контрактов) о выполнении
мобилизационных заданий (заказов).
В рамках гл.30 Кодекса ранее
действовавшая льгота сохранена только в отношении объектов мобилизационного
назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не
используемых в производстве. Таким образом, в отношении используемых в
производстве объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей
льгота не предусмотрена.
Организации,
имеющие мобилизационные задания (заказы), в целях использования льгот по налогу
на имущество организаций и земельному налогу, должны представить в налоговые
органы перечень объектов мобилизационного назначения, законсервированных и
(или) не используемых в производстве, и земельных участков, на которых они
расположены, утвержденный соответствующим органом исполнительной власти
(федеральным или региональным), который уполномочен Правительством Российской
Федерации устанавливать мобилизационные планы, и оформленный в установленном порядке.
При этом порядок оформления документов,
подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), на
указанные льготы, утверждается Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Минэкономразвития
России подготовлен и Минфином России согласован проект постановления
Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил оформления
документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания
(заказы), на налоговые льготы", действие которого будет распространяться
на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 г.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
М.А.МОТОРИН
22.11.2004