Проблемная ситуация: Предприниматель планирует открыть
несколько торговых точек, которые будут осуществлять торговлю
продовольственными и непродовольственными товарами. Эти точки планируется
разместить в следующих местах: в студенческом общежитии, в здании бытового центра
обслуживания населения, в подвальном и полуподвальном помещении жилого дома, в
помещении бывшей столовой студенческого общежития, в производственных и
административных зданиях. Помещения, в которых планируется осуществлять
торговлю, не предназначены для ведения торговли, о чем свидетельствуют
технические паспорта зданий и сооружений, где арендуются эти помещения.
Какой показатель базовой доходности
следует применять при исчислении ЕНВД: торговое место или торговую площадь?
С аналогичным запросом предприниматель
обратился в налоговый орган. Чем должен руководствоваться налогоплательщик:
разъяснениями Минфина России или мнением налогового органа?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 ноября 2004 г. N 03-06-05-05/28
Департамент налоговой
и таможенно-тарифной политики в связи с запросом сообщает, что Федеральным
законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением
мер по совершенствованию государственного управления" часть первая
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) была дополнена
ст.34.2, в соответствии с которой на
Министерство финансов Российской Федерации возложены полномочия по даче
письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
По существу поставленного вопроса
сообщаем, что в соответствии со ст.346.27 Кодекса стационарной торговой сетью
признается торговая сеть, расположенная в специально оборудованных,
предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях.
Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные
фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К
данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
Данной статьей
Кодекса определено, что под магазином понимается специально оборудованное
стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания
услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными,
административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения
товаров и подготовки их к продаже, а площадью торгового зала - площадь всех
помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли,
определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях применения гл.26.3 Кодекса к
правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся имеющиеся у
налогоплательщика на объект стационарной торговой сети документы, содержащие
необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке
помещений такого объекта (технический паспорт на нежилое помещение, планы,
схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.).
При этом необходимо
учитывать, что торговые точки, используемые, в частности, индивидуальным
предпринимателем для розничной торговли, относятся к нестационарной торговой
сети по признаку иных объектов, где осуществляется торговля, не относимых в
соответствии с требованиями гл.26.3 Кодекса к стационарной торговой сети
(например, в здании (его части), которое не является местом, специально
приспособленным для ведения торговли).
Если арендуемое
помещение, используемое для осуществления розничной торговли не соответствует
установленному гл.26.3 Кодекса понятию магазина, то его следует рассматривать
как объект нестационарной торговой сети.
В этом случае на основании ст.346.29
Кодекса исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием
показателя базовой доходности "торговое место".
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
23.11.2004