Проблемная ситуация: Российская организация реализует
белорусской организации неисключительные права на использование программного
обеспечения, а также оказывает консультационные услуги по работе с указанным
программным обеспечением. Правомерно ли налогообложение указанных операций НДС как на территории РФ, так и на территории Республики
Беларусь?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 ноября 2004 г. N 03-04-08/129
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу применения налога на
добавленную стоимость в отношении операций по реализации хозяйствующему
субъекту Республики Белоруссия программного обеспечения, а также
консультационных услуг сообщает следующее.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом
налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по
реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
На основании положений п.4 ст.38 Кодекса
в целях налогообложения операции по реализации программного обеспечения следует
относить к работам по созданию объектов интеллектуальной собственности, имеющим
материальное выражение, права на которые могут быть переданы для удовлетворения
потребностей организаций или физических лиц.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен
ст.148 Кодекса. Так, согласно пп.4 п.1 данной статьи местом реализации работ
(услуг) по передаче в собственность или переуступке лицензий, авторских прав
или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если
покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на территории
Российской Федерации. При этом под аналогичными правами, по
нашему мнению, следует понимать операции по передаче в собственность или
переуступке прав на объекты интеллектуальной собственности (включая программное
обеспечение), осуществляемые на основании заключенных договоров,
предусматривающих прекращение права у одного правообладателя и возникновение
его (права) у другого правообладателя, то есть по тем договором, по которым
происходит отчуждение права (порождение правопреемственности).
Если же по условиям договора на право
использования программного обеспечения обладатель права остается прежним, но он
разрешает другому лицу использование программного обеспечения в тех или иных
пределах, то отчуждения права (передачи в собственность, переуступки) на
основании таких договоров не происходит.
Таким образом,
место реализации работ (услуг) по реализации неисключительных прав на
использование программного продукта, осуществляемых на основании договоров, по
которым отчуждение прав не происходит, следует определять в соответствии с пп.5
п.1 ст.148 Кодекса, которым установлено, что местом реализации работ (услуг)
признается территория Российской Федерации, если организация, оказывающая эти
услуги, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
В связи с тем
что организация реализует белорусской организации неисключительные права на
использование программного обеспечения, то местом реализации таких услуг
признается территория Российской Федерации.
Что касается консультационных услуг,
непосредственно связанных с реализацией указанного программного обеспечения, то
данные услуги следует рассматривать как вспомогательные услуги по отношению к
услугам по реализации неисключительных прав на использование программного
обеспечения.
Согласно п.3 ст.148 Кодекса если
реализация услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации
основных работ (услуг), то местом такой вспомогательной реализации признается
место реализации основных работ (услуг).
Принимая во внимание, что местом
реализации неисключительного права на использование программного обеспечения
является территория Российской Федерации, местом реализации консультационных
услуг также признается территория Российской Федерации.
Таким образом, операции по реализации
хозяйствующему субъекту Республики Белоруссия программного обеспечения и
консультационных услуг, осуществляемые организацией, признаются объектами
налогообложения по налогу на добавленную стоимость на территории Российской
Федерации.
Что касается двойного налогообложения
налогом на добавленную стоимость указанных услуг как
на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Белоруссия,
то в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации и
Министерством финансов Республики Беларусь на основании Соглашения между
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о
принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении
работ, оказании услуг, подписанного 15 сентября в г. Астане, разрабатывается
проект протокола к данному Соглашению, который позволит на двухсторонней основе
урегулировать спорные вопросы в сфере налогообложения налогом на добавленную
стоимость работ (услуг), выполняемых (оказываемых) во взаимной торговле между
Российской Федерацией и Республикой Белоруссия.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
24.11.2004