Проблемная ситуация: Областное государственное
унитарное производственное предприятие оказывает услуги по реализации
электроэнергии населению.
Цены (тарифы) на отпуск электроэнергии
относятся к государственно-регулируемым и согласно п.13 ст.40 НК РФ должны
применяться для целей налогообложения.
В соответствии с законодательством
отдельным категориям граждан предоставляются льготы по оплате электроэнергии.
Финансирование льгот, предоставляемых населению, осуществляется через органы
социальной защиты населения области в размерах, определенных законом об
областном бюджете (не в полном размере).
Полагаем, что выпадающие доходы за счет
неполного финансирования льгот по оплате электроэнергии населением не должны
учитываться при определении доходов для целей налогообложения в соответствии со
следующими аргументами.
Согласно п.2 ст.426 ГК РФ льготная цена
услуги может являться ценой реализации для льготных категорий потребителей,
поскольку порядок ее применения установлен государством (федеральными
законами).
Пунктом 6.5 ПБУ 9/99 "Доходы
организации" предусмотрена возможность отражения в бухгалтерском учете
выручки по льготным ценам. Основанием для непризнания в составе доходов
предприятия не компенсированных бюджетом льгот является также то, что не
выполняется условие пп."в"
п.12 ПБУ 9/99 (нет уверенности в том, что в результате конкретной операции
произойдет увеличение экономических выгод организации).
Правомерность данного вывода
подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 13.05.2004 по делу N
А08-5768/03-20, определившим, что налогоплательщик не должен был учитывать
суммы возмещения, которые он не получил и не получит в будущем из бюджета, поскольку
объектом налогообложения по налогу на прибыль могут являться только полученная
прибыль или доход.
В п.14 Постановления Правительства РФ от
30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и
коммунальных услуг" говорится о том, что, если льготы на оплату
коммунальных услуг предоставляются в виде скидки в оплате, размеры платы
уменьшаются на величину скидки.
Просим разъяснить, как должны быть
отражены в налоговом учете доходы от реализации электроэнергии льготным
категориям граждан.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 ноября 2004 г. N 03-03-01-04/1-150
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу отражения в налоговом
учете доходов от реализации электроэнергии льготным категориям населения и
сообщает следующее.
В соответствии с законодательством
Российской Федерации отдельным категориям граждан предоставляются льготы по
оплате коммунальных услуг.
Источником компенсации льгот по оплате
гражданами коммунальных услуг согласно законодательным актам, регламентирующим
вопросы предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате
коммунальных услуг, являются средства федерального бюджета или средства
бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из запроса, областное государственное
унитарное производственное предприятие оказывает услуги по реализации
электроэнергии населению, в том числе и гражданам, имеющим в соответствии с
законодательством Российской Федерации льготы по оплате коммунальных услуг.
В связи с этим предприятию, реализующему
коммунальные услуги населению, сумма выпадающих доходов, образовавшаяся в
результате установления отдельным категориям граждан льгот по оплате
коммунальных услуг, возмещается через органы социальной защиты населения
области в размерах, определенных законом об областном бюджете, но не в полной
сумме.
В соответствии с Законом Российской
Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной
политики" (с учетом последующих изменений и дополнений) цены (тарифы) на
отпуск электроэнергии населению являются государственными регулируемыми ценами.
Согласно п.13 ст.40
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров
(работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в
соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей
налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Учитывая изложенное,
организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, выручку за
оказанные услуги учитывают по государственному регулируемому тарифу без
применения льгот, установленных для отдельных категорий населения.
При этом следует иметь в виду, что
уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на суммы недопоступивших из бюджета средств для
компенсации выпадающих доходов организации в связи с применением льготных
тарифов за оказанные услуги для отдельных категорий населения гл.25 Кодекса не
предусмотрено.
Следует также
учитывать, что правила расчета населением размеров платы за коммунальные
услуги, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.2004 N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и
коммунальных услуг", не изменяют установленного законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах в целях налогообложения порядка учета
доходов организациями, реализующими такие услуги.
Задолженность бюджета, возникшая перед
организацией, учитывается в составе сомнительных и безнадежных долгов в
соответствии с нормой ст.266 Кодекса.
Организации, реализующие коммунальные
услуги населению по регулируемым ценам, средства, полученные из федерального
бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на покрытие
сумм превышения расходов над доходами, учитывают в составе внереализационных
доходов, в том числе и в случаях, когда сумма полученных из бюджета средств
больше суммы превышения расходов над доходами.
Что касается
упомянутого в запросе постановления Федерального арбитражного суда Центрального
округа, то необходимо учитывать, что, не являясь актом законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах в смысле ст.1 Кодекса, как и все
решения судов в целом, данное постановление принято с учетом рассмотрения
конкретных обстоятельств дела и не может автоматически приниматься как
методологическая основа применения норм налогового законодательства.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
25.11.2004