Проблемная ситуация: ОАО просит дать разъяснение
относительно действовавшего до 01.01.2004 порядка определения налоговой базы по
налогу на имущество.
До 2004 г. в соответствии со ст.2 Закона
Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество
предприятий" налогом на имущество облагались основные средства,
нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе организации.
Согласно п.4 разд.II Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33
"О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество
предприятий" (далее - Инструкция) среднегодовая стоимость имущества,
подлежащая налогообложению, определялась исходя из стоимости основных средств,
нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемых в активе баланса, в том
числе по счету 08 "Вложения во внеоборотные
активы" (субсчета 08-3 "Строительство объектов основных средств"; 08-4 "Приобретение объектов основных
средств" и 08-5 "Приобретение нематериальных активов").
Инструкцией
установлено, что расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу
оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы,
предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на
капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости
имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за
истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в
соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
Таким образом, до 2004 г. Инструкция
связывала момент включения затрат на строительство объектов в налоговую базу по
налогу на имущество с договорными, а не нормативными сроками строительства.
Вместе с тем
Письмом МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350 "О разъяснениях по
применению Изменений и дополнений N 5 в Инструкцию Госналогслужбы России от
08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
имущество предприятий" установлено, что подлежат налогообложению затраты
организаций, учитываемые в составе капитальных вложений, если нормативный срок
строительства истек, но строительство объекта не завершено.
Нормативный срок строительства
определялся Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России) исходя из системы нормативных
документов в строительстве и строительных норм и правил Российской Федерации,
утвержденных федеральными органами власти. Данные нормативные документы
утверждают Федеральные единичные расценки на строительные работы, а также
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы.
Как правило, после составления сметы на
строительство определяется нормативный срок строительства и сметная стоимость
объекта. Эти показатели являются основополагающими при составлении договора с
подрядчиком на строительство объекта.
Таким образом, нормативный срок
строительства определяется независимо от условий договора и сроков его окончания
либо досрочного расторжения.
Исходя из вышеизложенного, просим
разъяснить:
- вправе ли ОАО до 2004 г. при расчете
налога на имущество по указанным объектам использовать нормативный срок
строительства, а не срок строительства, установленный договором на строительство;
- если нормативный срок строительства не
истек и объект капитального строительства фактически не достроен, вправе ли ОАО
при прекращении действия договора подряда не признавать истечения срока
строительства и, соответственно, не включать данные расходы в налогооблагаемую
базу по налогу на имущество.
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 2004 г. N 03-06-01-04/145
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке
включения в расчет налогооблагаемой базы по налогу на имущество предприятий
затрат организаций на строительство объектов, действовавшем до 2004 г.,
и сообщает следующее.
Согласно ст.2 Закона Российской Федерации
от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" данным
налогом облагались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты,
находящиеся на балансе организации.
Учитывая это,
Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 предусматривалось, что
расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования,
стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные
сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное
строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации
по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока
строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом
организации строительства).
На необходимость включения в аналогичном
порядке вышеназванных расходов в расчет среднегодовой стоимости имущества
организации было указано и в Письме МНС России от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350.
Кроме того, данным Письмом было также
разъяснено, что затраты организации на строительство (монтаж оборудования)
учитываются для целей налогообложения после окончания нормативного срока
строительства (монтажа оборудования), определяемого на основании строительных
правил и нормативов, проектно-сметной документации и сроков на строительство
(монтаж оборудования), установленных соответствующими договорами подряда.
Учитывая
изложенное, считаем, что до 2004 г. организации обязаны были включать расходы
по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного
в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами,
сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное
строительство, в расчет налогооблагаемой базы по налогу на имущество
предприятий по истечении сроков строительства (монтажа), устанавливавшихся
договорами подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
26.11.2004