Проблемная ситуация: Просим разъяснить порядок
применения НДС и налога на прибыль организаций в отношении товаров,
безвозмездно переданных в рекламных целях.
Согласно п.16 ст.270 НК РФ при
налогообложении прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно
переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей. Вместе с тем п.5
ст.264 НК РФ предусмотрено включение рекламных расходов в состав расходов,
уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Является ли реализацией и, следовательно,
объектом налогообложения по НДС безвозмездная раздача в ходе рекламной акции
листовок и сувенирной продукции с нанесенными на нее товарными знаками
(авторучек, нагрудных значков, брелоков, футболок и т.д.)?
Будут ли в данном случае расходы на
приобретение (изготовление) и распространение листовок и сувенирной продукции с
нанесенными на нее товарными знаками признаваться в целях налогообложения
прибыли в размере 1 процента выручки организации от реализации? Если да, то какие именно учитываются расходы - расходы на
приобретение (изготовление) рекламных материалов или расходы на их
распространение?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 ноября 2004 г. N 03-04-11/211
В связи с письмом о применении налога на
добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении товаров,
безвозмездно переданных в рекламных целях, Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно п.3 ст.38 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) товаром в целях налогообложения
признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
На основании п.1 ст.39 Кодекса в случаях,
предусмотренных Кодексом, реализацией товаров признается передача на
безвозмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого
лица.
Подпунктом 1 п.1 ст.146 Кодекса
установлено, что операции по реализации товаров на территории Российской
Федерации на безвозмездной основе признаются объектом налогообложения налогом
на добавленную стоимость.
Таким образом, безвозмездную раздачу
листовок, сувенирной продукции (авторучек, нагрудных значков, брелоков,
футболок и т.д.) в ходе проведения рекламных акций следует рассматривать для
целей применения налога на добавленную стоимость как безвозмездную передачу
товаров.
Учитывая изложенное, налогообложение
налогом на добавленную стоимость вышеуказанных товаров производится в
общеустановленном порядке. При этом согласно п.1 ст.154 Кодекса налоговую базу
по налогу на добавленную стоимость следует определять исходя из рыночных цен
безвозмездно передаваемых товаров.
Что касается налога на прибыль
организаций, то ст.252 Кодекса предусмотрены критерии, согласно которым
налогоплательщик вправе относить собственные затраты к расходам, учитываемым
при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Поэтому расходы на
приобретение (изготовление) листовок и указанной сувенирной продукции,
раздаваемых бесплатно в рамках проводимых рекламных акций, могут быть учтены
при налогообложении налогом на прибыль организаций в составе прочих расходов в
соответствии с пп.28 п.1 ст.264 Кодекса при условии, что данные расходы
соответствуют критериям, установленным п.1 указанной ст.252 Кодекса, а деятельность
по распространению листовок и сувенирной
продукции признается рекламой на основании Федерального закона от 18.07.1995 N
108-ФЗ "О рекламе". При этом необходимо отметить, что указанные
расходы для целей налогообложения могут быть признаны в составе расходов на
рекламу, указанных в последнем абзаце п.4 ст.264 Кодекса и учитываемых в
размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в
соответствии со ст.249 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
26.11.2004