Проблемная ситуация: ОАО (далее - общество) приобрело
в собственность воздушное судно, но право собственности на воздушное судно в
Едином государственном реестре не зарегистрировало в связи с отсутствием
специального закона, регулирующего особый порядок регистрации прав на воздушные
суда.
Приобретенное воздушное судно общество
передало эксплуатанту во временное пользование на
основании договора аренды. Эксплуатант расположен в другом городе и имеет свидетельство о
регистрации воздушного судна, которое выдано в соответствии с Правилами
государственной регистрации воздушных судов, утвержденными Приказом Минтранса
России от 12.10.1995 N ДВ-110. В свидетельстве указаны
эксплуатант и общество в качестве собственников.
Пункт 7 данного свидетельства указывает, что оно не является документом,
удостоверяющим право собственности на воздушное судно.
Как мы полагаем, согласно ст.357 НК РФ
плательщиками транспортного налога являются субъекты зарегистрированного
вещного права на воздушное судно, то есть собственники.
В то же время п.6 Методических
рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй
Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от
09.04.2003 N БГ-3-21/177, определено, что в отношении воздушных судов именно эксплуатанты являются плательщиками транспортного налога.
Просим разъяснить, кто является
плательщиком транспортного налога: общество, которое приобрело воздушное судно,
но не зарегистрировало в ЕГР право собственности, или арендатор (эксплуатант).
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 ноября 2004 г. N 03-06-04-04/13
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Статьей 357 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс) определено, что плательщиками транспортного налога
признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской
Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом
налогообложения в соответствии со ст.358 Кодекса.
Согласно п.1 ст.358 Кодекса объектом
налогообложения признаются, в частности, самолеты, вертолеты и другие воздушные
транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами
государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации,
утвержденными Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110, государственная
регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является
документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации
на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами
собственника, эксплуатанта и государства.
Свидетельство о государственной
регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации - это документ,
удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный
реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с
требованиями Воздушного кодекса и настоящих Правил. Указанное свидетельство
выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим
право на владение воздушным судном.
При этом определено, что воздушные суда
подлежат государственной регистрации на эксплуатанта
(лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный
реестр гражданских судов Российской Федерации).
В соответствии со ст.61 Воздушного
кодекса Российской Федерации эксплуатант - это
гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности,
на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное
воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Таким образом, в
отношении воздушных судов именно эксплуатанты,
указанные в свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна, являются
плательщиками транспортного налога.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
29.11.2004