Проблемная ситуация: Могут ли банки уменьшать
налогооблагаемую базу для уплаты налога на прибыль на суммы, направленные на
капитальные вложения?
Разъяснения органа государственной исполнительной власти:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 июля 1996 г. N 04-07-03
В соответствии с
ранее действующей редакцией ст.6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991
г. N 2116-1 при исчислении налога на прибыль налогоплательщикам было разрешено
уменьшать облагаемую прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за
счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на суммы, направленные на
финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного
назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
Вместе с тем, в соответствии с принятыми
Законом от 31.12.95 N 227-ФЗ поправками в Федеральный закон "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" с 1 января 1996 г. из-под льготы
выведены расходы капитального характера, осуществляемые предприятиями и
организациями на финансирование объектов непроизводственного назначения, за
исключением жилищного строительства.
В соответствии с "Инструкцией о
порядке составления статистической отчетности по капитальному
строительству" утвержденной Постановлением Госкомстата Российской
Федерации от 24.09.93 N 185, объекты капитального строительства подразделяются
на объекты производственного и непроизводственного назначения.
Коммерческие банки относятся к
непроизводственной сфере деятельности, поэтому формально с учетом требований закона
капитальные затраты, осуществляемые банками начиная с текущего года, не
подлежат льготированию при исчислении налога на прибыль. В текущем году
коммерческие банки могут воспользоваться льготой при исчислении налога на
прибыль только в части прибыли, направленной на финансирование жилищного
строительства, а также на погашение кредитов, полученных и использованных на
эти цели, включая проценты по ним.
В последнее время имеет место тенденция
ускоренного развития финансового рынка в Российской Федерации, что
сопровождается активным процессом накопления и развития собственной
материально-технической базы финансовых организаций (ведение капитального
строительства, приобретение и укомплектование техническими средствами,
необходимыми для осуществления деятельности и поддержания конкурентоспособности
в условиях современного финансового рынка).
Буквальное соблюдение требований
налогового законодательства практически вынуждает финансовые институты, в том
числе банки и страховые организации, ограничивать инвестирование в развитие
собственной технической базы.
По нашему мнению,
капиталовложения, направленные на развитие собственной производственной базы,
необходимой для осуществления организациями непроизводственной сферы своей
основной деятельности, в целях налогообложения следует рассматривать как
производственные инвестиции, что позволит исключить искусственное сдерживание
через налоговое законодательство развития инвестиционной деятельности в
отраслях, непосредственно не связанных с производством.
Государственная налоговая служба
Российской Федерации считает, что исходя из положений
действующего закона оснований для применения указанной льготы в этих случаях
нет.
04.07.96 Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ