| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Проблемная ситуация: Организация просит дать разъяснения по налогу на прибыль организаций.

Согласно ст.54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. То есть при этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль, причем стоит отметить, что данные коррективы могут приводить как к занижению налога на прибыль, так и к его завышению. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки.

Порядок внесения изменений в декларацию по налогу на прибыль определен ст.81 НК РФ.

Поскольку по налогу на прибыль налоговым периодом признается календарный год и налог исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, возникает вопрос, необходимо ли корректировать налоговую базу по налогу на прибыль в случае обнаружения ошибок в истекшем отчетном и незавершенном налоговом периоде, так как в течение налогового периода платежи по налогу на прибыль считаются авансовыми.

Решение данной проблемы имеет очень важное значение в рамках рассмотрения вопроса о сближении бухгалтерского и налогового учета. Так, согласно ПБУ 9/99 (п.8) и ПБУ 10/99 (п.12) прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году, являются внереализационными доходами (расходами), а в случае выявления организацией в текущем отчетном периоде неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлые годы исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлые года не вносятся.

Поскольку налоговым законодательством предусмотрена возможность пересчета налоговых обязательств как за отчетный, так и за налоговый период, в котором была совершена ошибка, просим рассмотреть вопрос о целесообразности представления уточненных расчетов по налогу на прибыль в целях устранения различий между налоговым и бухгалтерским учетом только в целом по истекшим налоговым периодам.

 

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 декабря 2004 г. N 03-03-01-04/1/174

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо сообщает следующее.

В соответствии с п.1 ст.54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового (отчетного) периода. При обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.

Согласно п.1 ст.81 Кодекса при обнаружении в поданной налоговой декларации ошибок в виде неотражения или неполного отражения сведений, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести в нее необходимые дополнения и изменения.

Предусмотренный ст.54 Кодекса порядок внесения исправлений в налоговую декларацию за отчетный период, в котором выявлена ошибка в исчислении налога, направлен на обеспечение своевременного поступления налогов в бюджет. На сумму налога, подлежащую уплате в связи с уточнением декларации, начисляется пеня в порядке, установленном ст.75 Кодекса.

Установление иного порядка, предусматривающего необходимость представления уточненных расчетов только в отношении истекших налоговых периодов, может быть произведено путем внесения соответствующих изменений в ст.ст.54 и 81 Кодекса.

При этом считаем введение такого порядка нецелесообразным, поскольку он предоставляет возможность налогоплательщику фактически самостоятельно регулировать величину налоговой базы по налогу на прибыль в течение налогового периода.

В связи с этим при обнаружении ошибки в исчислении налога на прибыль в истекшем отчетном периоде текущего налогового периода следует уточнить налоговую декларацию за этот период.

 

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

М.А.МОТОРИН

09.12.2004

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024